Величественный орган в XXI веке - искусство интерпретации

29.10.2013
Величественный орган в XXI веке - искусство интерпретации

С 7 – 29 октября 2013 г. в Перми состоялись Международные ассамблеи искусств "Творчество, исполнительство, педагогика: современность и перспективы", организованные Пермской государственной академией искусства и культуры при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края.  Программа ассамблей отличалась небывалой насыщенностью и сбалансированностью одновременно. Серия мероприятий была проведена при участии выдающихся российских и зарубежных мастеров искусств,  педагогов сферы художественного образования, ведущих специалистов в области культурологии и искусствоведения. Художественно-образовательный проект – Школа высшего исполнительского мастерства, включающая мастер-классы и концерты российских и зарубежных музыкантов, завершился визитом органистки и клавесинистки чешско-немецкого происхождения, доктора философии, профессора Академии музыки им. Л. Яначека Барбары Марии Вилли (Чехия).

Барбара Мария Вилли обучалась игре на органе в учебных заведениях Германии и Франции, проходила практику в Зальцбургском университете им. В. Моцарта. В 1995 году она стала обладательницей приза «Особое упоминание» в международном конкурсе клавесинистов в г. Брюгге. В 2006 году получила докторскую степень на философском факультете университета им. Масарика в г. Брно за работу «О манере исполнения Генерал-баса в XVII веке».

Барбара является основателем Вышеградского барочного оркестра, участницей дуэта «B+J» совместно с флейтисткой Яной Семерадовой и известна как участница различных музыкальных форумов в Чехии, Германии и Франции. С 2002 года она становится директором Международного музыкального фестиваля «Concentus Moravia» - крупнейшего события в области старинной музыки в Центральной Европе. Также совместно с агентством C.E.M.A. ею организована серия концертов старинной музыки в г. Брно под названием «Барбара Вилли представляет…».

 28 октября 2013 года в Органном зале Пермской краевой филармонии состоялся концерт органной музыки в исполнении гостьи из Чехии Бабрабы Марии Вилли. Программа вечера была наполнена музыкой эпохи Борокко –  произведениями И. С. Баха, Ф. Куперена, Я. Вангала и других. Прежде чем величественный инструмент зазвучал со сцены Органного зала, Барбару Марию Вилли приветствовала и.о. ректора Пермской государственной академии искусства и культуры  Людмила Ивановна Дробышева-Разумовская.

В эпоху барокко орган считался «королем всех инструментов» – самым мощным, полнозвучным и красочным. Он звучал под просторными сводами церковных соборов с их пространственной акустикой. Органное искусство было обращено к широким массам слушателей. Однако «современной музыки для органа создаётся очень много. Как правило, авторами являются собственно органисты…» (А. Майкапар). Основное внимание в этих сочинениях уделяется метрической и гармонической сторонам музыкального языка, проявляя просто чудеса изобретательности. Органная культура импровизационна по определению, то есть свободна в звуко-пространственной воплощённости. Это удивительный тип свободы, данной в границах не столь музыкально-возможного, сколь музыкально-допустимого. Барбара Мария Вилли представила пермской публике органную музыку монументального склада, обратившись к великим представителям немецкой, французской, английской и чешской школы органного искусства. Подобный стиль требовал концертности, виртуозности, монументальности подобно фресковой живописи. Особым сюрпризом для пермских слушателей было исполнение, не заявленной в программе концерта, знаменитой Токкаты и фуги ре минор И. С. Баха, где величавая патетика захватывает с первых же звуков вступления. Яркое контрастное сопоставление музыкальных образов и мощь звучания данного цикла несомненно стало кульминацией вечера.

Помимо занятий исполнительским творчеством Барбара Мария Вилли является профессором Академии исполнительских искусств им. Л. Яначека в городе Брно и пишет книги. Она известна как автор популярной работы «Генерал-бас или кто убил контрапункт?», написанной в нетрадиционной форме детективного расследования. На следующий день, 29 октября, в Колонном зале состоялись мастер-классы Барбары со студентами кафедры специального фортепиано Павлом Бучмеем (класс профессора Бочковой Т.Р.) и Алисой Ширяевой (класс доцента Камянской Е. А.) на концертном органе фирмы «Viscount». Электронный орган активно используется как в учебном процессе, так и в творческой деятельности академии, украшая многие концертные программы, представленные слушателям в Колонном зале. «С появлением электронных инструментов у музыкантов появились возможности постоянной работы над техникой игры, над координацией рук и ног. На сегодняшний день даже во многих музыкальных школах имеются электронные органы. Этот факт вывел подготовку органиста на принципиально новый уровень» (А. Майкапар). Уникальность мастер-классов была в том, что Барбара Мария Вилли поделилась со слушателями основными положениями своей работы «О манере исполнения Генерал-баса в XVII веке». Лекция проходила в форме плодотворного общения, поэтому последовавшие затем мастер-классы со студентами ПГАИК стали своеобразной иллюстрацией к теоретическим тезисам. Павел Бучмей обучается в Пермской государственной академии искусства и культуры по направлению подготовки "Музыкально-инструментальное искусство" (Орган), а Алиса Ширяева, являясь студенткой кафедры специального фортепиано по профилю подготовки «Фортепиано», проходит «Орган» в цикле специальных дисципин. На мастер-классах звучали сочинения И. С. Баха и Барбара Мария Вилли уделяла особое внимание тому, что  смены мануалов у Баха, изменения штрихов и регистров подчинены логике композиционного развития. Также она обращалась к вопросам совершенствования техники органиста – в первую очередь, мануальной, ее координации с педальной, а также технике регистровки. Барбара говорила о том, что необходимо ясно сознавать, какой тематический материал лежит в основе эпизода: тема или контрапункт, в первоначальном виде или композитор видоизменил его. Профессор академии им. Л. Яначека очень живо рассказывала о том, что необходимо понимать структуру полифонической пьесы, в частности, распределение оттенков — какой эпизод играть тихо, а какой мотив выделить.

Для органного искусства XXI века характерно стремительное расширение репертуарных границ, универсальность и доступность широкой аудитории слушателей. Проект Международных ассамблей искусств во многом пересекается с данной идеей насыщенности и сбалансированности. Гостья из Чехии – Барбара Мария Вилли запомнилась пермской публике как яркое событие, наполненное необычными красками, и взгляд на искусство интерпретации в синтезе прошлого и настоящего.