Токарева Галина Викторовна

Токарева Галина Викторовна

Декан факультета искусств
Доцент кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования

Доцент
Кандидат психологических наук
Лауреат Всероссийских конкурсов и международного конкурса-фестиваля

(342) 235-12-76 (внутр. 315); tokareva_gv@mail.ru
Образование: 

Высшее, специалитет. Баян. Дирижер оркестра народных инструментов. Концертный исполнитель. Преподаватель.

Дисциплины: 
  • Дирижирование
  • Инструментовка
  • Инструментоведение
Общий стаж работы: 
32
Стаж работы по специальности: 
27
Повышение квалификации / переподготовка: 
  • 2011 г. Удостоверение № 43 от 28 января 2011 г. О краткосрочном повышении квалификации с 21 января по 28 января 2011 г. ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» По теме «Проектирование основной образовательной программы по направлению «Народная художественная культура» в объеме 72 часов, Москва.
  • 2012 г. Сертификат об обучение в рамках Международных ассамблей искусств «Творчество, исполнительство, педагогика: современность и перспективы» с 29.03.2012 по 03.04.2012 г. Мастер – классы дирижера «Новая опера», лауреата Национальной премии Золотая маска, приглашенного дирижера Корейской национальной оперы Д. Г. Волосникова (г. Москва), аккордеониста – виртуоза, лауреата международных конкурсов Золтана Ороса (Венгрия) в объеме 36 часов, Пермь.
  • 2014 г. Удостоверение о повышении квалификации по направлению подготовки 073100 «Музыкально-инструментальное искусство», программе «Современные проблемы исполнительства на народных инструментах: теория, методика, практика» в количестве 72 часов. № 14 0357908, дата выдачи 04 декабря 2014 г., Пермь.
  • 2016 г. Удостоверение о повышении квалификации по направлению «Современные технологии управления конкурентноспособным вузом» в объеме 72 часов в период с 01.04.2016 г. по 01.06.2016 г. в Региональном институте непрерывного образования ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» УУ № 018375, дата выдачи 02.06.2016 г., Пермь.
  • 2016 г. Удостоверение о повышении квалификации по дополнительной профессиональной программе «Организация работы в учебно-творческом коллективе» направление подготовки 53.03.02 «Музыкально-инструментальное искусство» профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» с 05 по 11 октября 2016 г. в объеме 72 час., Пермь.

 

 

 

Сфера научно-исследовательских интересов: музыкальная психология, теория и практика дирижирования.

Список публикаций:

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:

1. Дорфман, Л. Я., Токарева, Г. В. Эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей / Дорфман Л. Я. // Филология и культура. – Казань, 2013. – № 1 (31) – С. 235–241.

2. Токарева, Г. В., Дорфман, Л. Я.  Имплицитные процессы и их исследование в западной психологии / Токарева Г. В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2014а. − Т. 7. № 1. − С. 17−27.

3. Токарева. Г. В., Дорфман, Л. Я. Тесты на определение имплицитных процессов / Токарева Г. В. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2014б. – Т. 7. № 3. − С. 22−31.

Статьи, опубликованные в издании, входящем в международные системы научного цитирования (Scopus):

  1. Dorfman, L. Y., Tokareva, G. V. Emotional preferences in the context of repertoire and self-concept of musical performers / Dorfman L. Y. //  Middle-East Journal of Scientific Research, 2013. – № 15 (8) С. 1147–1154.

Статьи в других изданиях:

5.Дорфман, Л. Я., Токарева, Г. В. Дальние эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыканта-исполнителя / Дорфман Л. Я. // Количественные методы в искусствознании. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной памяти Г. А. Голицына 20-22 сентября 2012 г. / Науч. ред. В. М. Петров, А. В. Харуто, Н. Н. Корытин. – Екатеринбург: Артефакт, 2013. – С. 125–128.

6. Дорфман, Л. Я., Токарева, Г. В., Барашкова, Е. В.. Метаиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя / Дорфман Л. Я. // В кн.: Теория информации и искусствознание / Ред. В. М. Петров и А. В. Харуто. − М.: КомКнига, 2008. − С. 397−425.

7.  Токарева, Г. В. – Взаимодействия коротких и дальних эмоциональных предпочтений у музыкантов-исполнителей // Вестник, Пермь, ПГИИК, 2009. – С. 34–48.

8.Токарева, Г. В. Имплицитные эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей // Художественное сознание: консолидация естественнонаучного и гуманитарного подходов: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием, посвященной 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова 12-14 марта 2014 года / Ред. Г. В. Акопов – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 195–200.

9. Dorfman, L., Tokareva, G., & Barashkova, E. (2004). Emotional preferences and the plural self of musical performers / Dorfman, L. // In J. P. Fróis, P. Andrade, & J. F. Margues (Eds.). Art and science. Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics (pp. 527-531). Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation.

Глава в коллективной монографии:

10. Токарева, Г. В., Барашкова, Е. В. Короткие эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей / Токарева Г. В. // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос. / Ред. Л. Я. Дорфман, Е. А. Малянов, Е. М. Березина. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – С. 63–71.

Тезисы докладов на Всероссийских и Международных конференциях:

11.Токарева, Г. В. Дальние» эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей» // Социально-педагогические, психологические и философские аспекты формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. тр. / Отв. ред. Л. Ф. Баянова, Ю. И. Юричка. Всероссийская научно – практическая конференция. – Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. – С. 107-110.

12. Токарева, Г. В. Короткие эмоциональные предпочтения в метаиндивидуальном мире музыканта - исполнителя // Информация, время, творчество. Тезисы докладов Международной конференции «Новые методы в исследованиях художественного творчества» и Международного симпозиума «Информационный подход к исследованию культуры и искусства» / Ред. В. М. Петров, А. В. Харуто. – М., 2007. – С. 178–181.

13. Токарева, Г. В. Дальние эмоциональные предпочтения // Cборник тезисов международной научно-практической конференции, посвященной памяти Германа Алексеевича Голицына «Количественные методы в искусствознании» / Науч. ред. В. М. Петров, А. В. Харуто, Н. Н. Корытин. – Екатеринбург: Артефакт, 2012. – С. 52.

14. Токарева, Г. В. Эмоциональные предпочтения и метаиндивидуальный мир музыканта-исполнителя // Исследования культурной жизни: количественные аспекты. Тезисы докладов Международного научного симпозиума, посвященного памяти Колина Мартиндейла (1943-2008) и 100-летию русской формальной школы. 2-4 декабря 2013 г. / Редакторы-составители В. М. Петров, Н. Н. Корытин. – Екатеринбург, 2013. – С. 31–34.

15. Tokareva, G. (2005a) ʻShortʼ emotional preferences and musical performers. In Eu. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, &  P. Locher (Eds.), Proceedings. International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts (pp. 236–237). Perm: Administration of Perm Region, Perm State Institute of Art and Culture; Moscow: Smysl.

16. Tokareva, G. (2005b) ʻShortʼ emotional preferences and subselves of musical performers. In Eu. Malianov, C. Martindale, E. Berezina, L. Dorfman, D. Leontiev, V. Petrov, &  P. Locher (Eds.), International Congress on Aesthetics, Creativity, and Psychology of the Arts (pp. 237–239). Perm: Administration of Perm Region, Perm State Institute of Art and Culture; Moscow: Smysl.

Публикации по дирижированию, инструментовке:

1.    Токарева, Г. В.  Л. Бетховен. Первая симфония. Дирижерский анализ тезисы // Сб. тезисов докладов и сообщений «Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века», ч. 1. – Пермь, 2000. – С. 60-62.

2.    Токарева, Г.В. О некоторых проблемах первых оркестровых репетиций тезисы // Сб. тезисов докладов и сообщений отчетной научно-практической конференции «85 лет высшему профессиональному образованию на Урале». – Пермь, 2001. – С. 61-62.

3.    Токарева, Г. В.  Дирижер и оркестр: направления взаимодействия тезисы // Сб. материалов межрегиональной научно-практической конференции «Образование в культуре и культура образования», ч. 2. – Пермь, 2003. – С. 120-121.

4. А. Цыганков «Каприччио» инструментовка Г. Токаревой «Играет Пермский русский народный оркестр»/Сборник партитур вып. 3. – Пермь, 2002. – С. 31-71.

5. П. Сарасате, переложение для балалайки П. Нечепоренко «Концертная фантазия на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен»» для балалайки с оркестром русских народных инструментов, инструментовка Г. Токаревой «Играет оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии»/Сборник партитур вып. 4. – Пермь, 2010. – С. 48-13.

6. А. Шпенев «Я табун сцерагу» для балалайки с оркестром русских народных инструментов, инструментовка Г. Токаревой «Играет оркестр русских народных инструментов Пермской краевой филармонии»/Сборник партитур вып. 4. – Пермь, 2010. – С. 136-161.

7. Токарева Г. В. Роль дирижера в работе над аккомпанементом. Статья в сборнике «Диалоги о культуре и искусстве»: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 26-27 окт. 2016 г.) В 2 ч.: Ч. 2 / отв. ред. А. В. Макина; ред. кол.: А. А. Лисенкова, Я. А. Афанасенко, Е. В. Баталина-Корнева, А. В. Бушмаков, М. М. Чудинова; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2016. – С. 55-62.

Публикации по дирижированию, инструментовке студентов класса:

1. Васильева, Л. Ю., Токарева, Г. В.  Творческие портреты. Евгений Светланов // Сб. тезисов XXVI – XXVII научно – практической конференции студентов. – Пермь, 2002. – С. 20-21.

2. Осинцев, С. Б., Токарева, Г.В.  А. И. Хачатурян. Композитор-дирижер // Сб. «Региональная культура. Традиции и современность». – Пермь, 2003. – С. 96-97.

3. Шулепова, Н. В. – гр. ОНП – 53. Дирижер – оркестр, пути взаимодействия // Сб. тезисов XXXII научно – практической конференции студентов. – Пермь, 2007. - С. 113 – 114.

4. Крашенинников, Д. В. – гр. ОНП – 33. К вопросу об архитектоническом слухе // Сб. тезисов XXXII научно – практической конференции студентов. – Пермь, 2007. - стр. 114 – 115.

5. Фомина, А. А., - гр. ОНП-53.  Выразительные возможности оркестра русских народных инструментов // Сб. тезисов XXXIV научно – практической конференции студентов. Часть II – Пермь, 2009. – С. 47-52.

6. Пахомова, Т. А., - гр. ОНП-23.  Развитие разновидностей музыкального слуха в процессе исполнительской деятельности // Сб. тезисов XXXIV научно – практической конференции студентов. Часть II – Пермь, 2009. – С. 52-55.

7. Осипов, А. В., - гр. ОНП – 53. Особенности переложения музыки Джорджа Гершвина для оркестра народных инструментов// Сб. тезисов XXXV научно – практической конференции студентов. Пермь, 2009. – С. 80-82.

8. Пахомова, Т. А., - гр. ОНП-33. Проблема психолого – педагогической адаптации учащихся ДМШ, ДШИ при подготовке к концертным выступлениям// Сб. тезисов XXXV научно – практической конференции студентов. Пермь, 2009. – С. 82-84.

 

С 1990 г. - работает в Пермском государственном институте культуры на кафедре народных инструментов и оркестрового дирижирования.

1991 г. окончила Горьковскую государственную консерваторию им. М. И. Глинки, ГАК присвоена квалификация «Дирижер оркестра народных инструментов, концертный исполнитель, преподаватель».

2011 г. - Гран-при IV Всероссийского конкурса молодых деятелей искусств «Тюменский звездопад» со студенческим оркестром ПГИК (2 категория - оркестры вузов культуры и искусств), (Тюмень, Россия).

2012 г. – звание доцента.

2006 – 2012 г. - Декан художественно – педагогического факультета ПГИК.

С 2012 г. - Декан факультета искусств ПГИК.

2015 г. – ученая степень кандидата психологических наук. Научный руководитель доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ПГИК Л. Я. Дорфман.

2015 г. – лауреат I степени международного конкурса-фестиваля оркестров и ансамблей народных инструментов «Зов Урала» с оркестром русских народных инструментов Пермской краевой филармонии в номинации «Профессиональные оркестры народных инструментов» (Уфа, Россия).

 

Г. В. Токарева высококвалифицированный специалист, умело сочетающий педагогическую, научную, художественно – творческую и административную деятельность.

На кафедре преподает ведущие дисциплины специализации, профильные дисциплины: дирижирование, инструментовка, инструментоведение. В числе 80 выпускников Токаревой Г. В. есть руководители оркестров народных инструментов, преподаватели кафедры, музыкальных образовательных учреждений Перми, края и других регионов.

Написаны более 70 инструментовок для оркестра русских народных инструментов, которые исполняются в концертных программах учебного оркестра ПГИК, оркестра Пермской краевой филармонии.

Профессионально – творческая работа осуществляется в оркестре русских народных инструментов Пермской краевой филармонии (до 2007 года – Пермский русский народный оркестр) в качестве артиста, с 2005 года – в качестве дирижера. С 2016 года – художественный руководитель и дирижер оркестра.

За эти годы исполнено более 700 концертов (в том числе благотворительные). Под ее руководством состоялись концерты оркестра с солистами: Народными артистами России А. Цыганковым (домра), Ш. Амировым (балалайка), В. Романько (баян), С. Лукиным (домра), С. Захаровым (баритон); Заслуженными артистами России Т. Вольской (домра) и А. Трофимовым (баян); композитором и исполнителем В. Зубицким (баян, Пезаро, Италия); Заслуженным артистом республики Татарстан Д. Султановым (баян, Республика Казахстан), Заслуженным артистом Удмуртии, композитором и исполнителем В. Новиковым (баян); композитором и исполнителем В. Козловым (гитара), Лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов А. Горбачевым (балалайка), Д. Штодой (тенор), А. Зимаковым (гитара), Е. Южиным (тенор), С. Качур (сопрано, Германия), В. Кучеренко (тенор), «Западноуральским трио баянистов», Т. Ненашевой (домра), Альберто Казадеи (виолончель, Пезаро, Италия).