Черноусова Анастасия Степановна

Черноусова Анастасия Степановна

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Редактор редакционно-издательского отдела управления научно-исследовательской деятельности

Кандидат филологических наук
 

г. Пермь, ул. Советская, 102, каб. 101
(342) 237-35-41
vuzrio@mail.ru, vestnikpgaik@mail.ru

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ

Ф.И.О.

Черноусова Анастасия Степановна

Структурное подразделение

Кафедра гуманитарных дисциплин

Управление научно-исследовательской деятельности

Ученый совет

Занимаемая должность (должности)

Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Редактор редакционно-издательского отдела управления научно-исследовательской деятельности

Преподаваемые дисциплины
  • Русский язык и культура речи
  • Документная лингвистика
  • Этнолингвистика
  • Русский как иностранный
Уровень образования

Высшее, специалитет

Наименование направления подготовки и (или) специальности
Филология. Русский язык и литература.
Квалификация
Филолог. Преподаватель русского языка и литературы.
Учёная степень
Кандидат филологических наук
Учёное звание
Почётное звание
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
  1. Методика преподавания русского языка (РУДН, 2014 г., …часов, удостоверение)
  2. Культурология в образовании: соврем. подходы (Пермский государственный институт культуры, 2016 г., 72 часа, удостоверение)
  3. Литература в искусстве, искусство в литературе (Пермский государственный институт культуры, 2016 г., 72 часа, удостоверение)
  4. Профессиональная программа «Особенности реализации образовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан и лиц без гражданства к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке», ФГБОУ ВО «Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина», 72 ч., № 13-20/3261 от 08.09.2017 г., удостоверение о повышении квалификации 772700001586
Общий стаж работы
21
Стаж работы по специальности
16
Научно-исследовательские интересы
Теория языка, когнитивная лингвистика, социолингвистика, межкультурная коммуникация, речевая культура современных носителей языка, лингвистика городского пространства.
Публикации

№ п/п

Наименование учебных изданий, научных трудов, патентов и изобретений

Форма учебных изданий и научных трудов

Выходные данные

Объем

Со-авторы

А) Учебные издания

1.

Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие в помощь самостоятельной работе студентов дневного отделения

Печатная

Перм. гос. ин-т искусства и культуры. ‑ Пермь, 2004. – 63 с.

3,9 п.л.

 

2.

Русский язык и культура речи: учебно-методическое пособие в помощь самостоятельной работе студентов заочного отделения

Печатная

Перм. гос. ин-т искусства и культуры. ‑ Пермь, 2004. – 52 с.

3,2 п.л.

 

3.

Русский язык и культура речи. Материалы для самостоятельной работы студентов: учебное пособие

Печатная

Перм. гос. акад. искусства и культуры. – Пермь, 2013. – 129 с.

8,0 п.л.

 

4.

Формирование орфоэпической культуры: учебно-методическое пособие для студентов нефилоло-гических направлений подготовки

Печатная

Перм. гос. ин-т культуры. ‑ Пермь, 2016. – 92 с.

5,8 п.л.

 

5.

Русский язык и культура речи. Материалы для самостоятельной работы студентов: учебное пособие

 

 

Печатная

Перм. гос. ин-т культуры; 2-е издание перераб. и доп. – Пермь, 2017. – 100 с.

6,25 п.л.

 

Б) Научные труды

1.

Слово как объект запоминания (научная статья)

Печатная

Эстетические и лингвистические аспекты анализа текста и речи: сборник статей Всероссийской

(с международным участием) научной конференции в трех томах. Том 3. Соликамск,
2002. – С. 330‑341.

0,7 п. л.

 

2.

Особенности запоминания лексических единиц (научная статья)

Печатная

Филологические заметки. Пермь : ПГУ, 2006. ‑ С. 112‑116

(международный славистический гуманитарный журнал).

0,25 п. л.

 

3.

Особенности проведения практических занятий по курсу «Современное деловое письмо у студентов факультета документально-информационных коммуникаций специальности «Документоведение и ДОУ» (научная статья)

Печатная

Вестник ПГИИК. ‑
№ 1/2005. ‑ С. 144‑147.

0,2 п. л.

 

4.

Текст как объект запоминания (научная статья).

Печатная

Образование в культуре и культура образования. Материалы межрегиональной науч-практ. конференции. Пермь, ‑ Ч.1. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2003. ‑ С. 238‑243.

0,3 п.л.

 

5.

Использование информационных технологий в организации учебного процесса факультета документально-информационных коммуникаций (научная статья)

Печатная

Учебный процесс в вузе искусства и культуры: организационные и научно-методические проблемы: материалы науч.-метод. конф.: в 2 ч. Ч.1. Образовательные технологии в подготовке специалистов для сферы искусства и культуры / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2004. – С. 172‑176.

0,25 п. л.

 

6.

Имя концепта ПАМЯТЬ в устойчивых словосочетаниях (научная статья)

Печатная

Вестник Пермского государственного института искусства и культуры (научно-практический журнал) № 2/2006 – Пермь: ПГИИК. ‑ С. 190‑196.

0,4 п. л.

 

7.

Вербальное запоминание в лингвистическом эксперименте со школьниками 13-14 лет (научная статья)

Печатная

Вестник Челябинского государственного университета. Научный журнал. Филология. Искусствознание, 8/2007. ‑ С. 115‑123.

№ 410 в перечне рецензируемых научных изданий ВАК от 01.01.2018 г.

0,5 п. л.

 

8

Социолингвистическая обусловленность запоминания вербального материала (научная статья)

Печатная

Проблемы социо- и психолингвистики: сб. ст. / Перм. ун-т. – Пермь, 2007. – Вып. 9: Анализ языковых единиц в социолингвистическом аспекте. ‑ С. 99‑107.

0,5 п. л.

 

9.

Влияние прагматики на процесс запоминания (научная статья)

Печатная

Лингвистические чтения – 2008. Цикл 4. Материалы научно-практической конференции 28 февраля 2008 г. – Пермь: ПСИ, 2008. ‑ С. 108‑113.

0,4 п. л.

 

10.

Антропоцентризм как основе направление современной лингвистики (научная статья)

Печатная

Былых времен связующая нить… : сб. науч. трудов и воспоминаний / под ред С.А. Звоновой, И.Г. Секачевой. – Пермь, 2008. ‑ С. 110‑119.

0,6 п. л.

 

11.

Лингвистический эксперимент: изучение процесса запоминания (научная статья)

 

Печатная

Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 36 (77): Аспирантские тетради: Научный журнал. – СПб, 2008. ‑ С. 415‑419.

№ 642 в перечне рецензируемых научных изданий ВАК от 01.01.2018 г.

0,4 п. л.

 

12.

Запоминание вербального материала в социолингвистическом эксперименте: количественный анализ (научная статья)

Печатная

Языковая личность в зеркале современной коммуникации: Материалы всероссийской научной конференции «Язык. Система. Личность: современная языковая ситуация и ее лексикографическое представление», Екатеринбург15-17 апр. 2010 г./ Отв. ред. проф. Т.А. Гридина / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010.‑ C.132‑137.

0.3 п. л.

 

13.

Экспрессивность жаргонной лексемы: экспериментальное исследование (научная статья)

Печатная

Вестник ПГИИК. ‑ № 9/2010. ‑  С. 139-146.

0,4 п. л.

 

14.

О типичности и нетипичности фонетической формы в языке (научная статья)

Печатная

Лингвистические чтения  – 2011. Цикл 7. Материалы международной научно-практической конференции. 12 февраля 2011 г. Пермь. – Пермь: НП ВПО «Прикамский социальный институт», 2011. ‑ С. 140‑142.

0,2 п. л.

 

15.

Языковые средства создания образа города (на материале поэтических текстов) (научная статья)

Печатная

Литература в искусстве, искусство в литературе – 2012: сборник науч. статей. – Пермь: ПГИИК, 2012. ‑ С. 186‑195.

0,6 п. л.

 

16.

Лексическая единица и её запоминание: социолингвистическое исследование (научная статья)

Печатная

Талант учителя – в его учениках К юбилею Тамары Ивановны Ерофеевой» ‑ Отв. ред. Б. В. Кондаков; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. ‑ С. 216‑238.

1,4 п.л.

 

17.

Исследование города в интерпретации различных наук (глава в коллективной монографии)

Печатная

Человек в городе и город в человеке (социолингвистическое исследование): коллективная моногр. / под ред. А.С. Черноусовой; Перм. гос. ин-т искусства и культуры (академия). ‑ Пермь, 2013. – С. 11‑31.

1,25 п. л.

 

18.

Образ города глазами горожан (на примере городов Кунгура, Оса, Соликамска, Чернушки) (глава в коллективной монографии)

Печатная

Человек в городе и город в человеке (социолингвистическое исследование): коллективная моногр. / под ред. А. С. Черноусовой; Перм. гос. ин-т искусства и культуры (академия). – Пермь, 2013.‑ С. 172‑213.

2,6 п.л.

 

19

35-летний диалог со студентами: ко дню рождения кафедры литературы и русского языка Пермской государственной академии искусства и культуры (научная статья)

Печатная

Литература в искусстве, искусство в литературе – 2013: сб. науч. статей. – Пермь: Перм. гос. акад. искусства и культуры, 2013. ‑ С. 5‑11.

0,4 п. л.

 

20.

О методиках создания образа современного образа (научная статья)

Печатная

Наука и бизнес: пути развития. ‑  № 4 (22) 2013 ‑ С. 111-114.

0,2 п. л.

 

21.

О коллективной монографии «Человек в городе и город в человеке (социолингв. исследование)»: коллективная моногр. / под ред. А.С. Черноусо-вой; Перм. гос. акад. иск. и культуры. – Пермь, 2013. – 267с. (рецензия)

Электр. ресурс

Филологические заметки. URL: http://philologicalstudies.org/index.php?option=com_content&task=view&id=378&Itemid=145

№ 11. Часть 2. ‑ Пермь, ПГНИУ

0,25 п.л.

 

22.

Миграционные процессы: поиски эффективных методик исследования (глава в коллективной монографии)

Печатная

Глобальный научный потенциал: науч.- практ. журн. – Санкт-Петербург, 2014. ‑ № 9 (42). ‑ С.144‑148.

0,25 п.л.

 

23.

Проблема миграции и социально-культурной адаптации мигрантов (глава в коллективной монографии)

Печатная

Интеграция мигрантов в пермскую городскую среду: культурологический и лингвистический аспекты: моногр. / Л.Г. Иванова (Ламот), А.И. Казанков, О.Л. Лейбович, А.С. Черноусова. – Пермь, ПГИК, 2015. – С. 4‑26.

1,4 п.л.

 

24

Изучение процесса интеграции мигрантов в пермскую городскую среду: лингвистический аспект (глава в коллективной монографии)

Печатная

Интеграция мигрантов в пермскую городскую среду: культурологический и лингвистический аспекты: моногр. / Л. Г. Иванова (Ламот), А. И. Казанков, О. Л. Лейбович, А.С. Черноусова. – Пермь, ПГИК, 2015. – С. 145‑184.

2,4 п.л.

 

25

В творческом вузе – творческие филологи… (научная статья)

Печатная

ALMA-MATER: корни и ветви. Страницы жизни выпускников филологического факультета Пермского университета, работающих в других вузах Перми / сост. Н.Е. Васильева; отв. за вып. Б.В. Кондаков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2016. С. 80-96.

1 п.л.

 

26

Аспирантское братство
Т. И. Ерофеевой (научная статья)

 

Филологический факультет в новейшей истории / сост.
Н. Е. Васильева; отв. за вып. Б. В. Кондаков; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2016. ‑
С. 126‑132.

0,3 п.л.

 

27.

О словарном запасе современного студента (научная статья)

Печатная

Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки» (научно-практ. журнал) № 2 2017. ‑ С.71‑76.

№ 1195 в перечне рецензируемых научных изданий ВАК от 01.01.2018 г.

0,3 п.л.

 

28.

Восприятие слова «Родина» в русской и китайской лингвокультурах (научная статья)

Печатная

Вестник Пермского государственного университета. Российская и зарубежная филология. 2017. Том 9. Выпуск 3. – С. 48‑59.

№ 281 в перечне рецензируемых научных изданий ВАК от 01.01.2018 г.

0,7 п.л.

 

29.

Городское пространство в социокультурном изучении (научная статья)

Печатная

Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. ‑ № 11, 2017. – С. 161‑172

№ 1195 в перечне рецензируемых научных изданий ВАК от 01.01.2018 г.

0,75 п. л.

 

 

Другие сведения

Черноусова Анастасия Степановна работает в Пермском государственном институте искусства и культуры с 1996 года, к настоящему моменту стаж деятельности в вузе – 20 лет. За это время прошла путь от заведующего кабинетом социально-общественных наук до заведующего кафедрой. В разные годы была специалистом по учебно-методической работе факультета документально-информационных коммуникаций, заместителем декана, заместителем ответственного секретаря приемной комиссии; председателем первичной профсоюзной организации. Закономерной стала и работа Анастасии Степановны в качестве преподавателя, т.к. она является выпускницей Пермского государственного университета филологического факультета.

Преподавательская деятельность в высшем учебном заведении предполагает постоянное повышение квалификации, совершенствование содержания читаемых курсов, методики преподавания. В связи с этим в 2002 году А.С. Черноусова стала соискателем кафедры общего и славянского языкознания ПГУ, приступила к выполнению диссертационного исследования в современном и активно развивающемся направлении лингвистики - социолингвистики. В 2008 году Анастасией Степановной была успешно защищена диссертация по специальности 10.19.02 - «Теория языка» на тему «Лексическая единица и её запоминание: социолингвистическое исследование». Сферой научных интересов сегодня являются проблемы социо- и психолингвистики, теории языка, городского пространства.

Анастасия Степановна постоянно расширяет границы своего знания: ею были прослушаны специальные курсы и имеются сертификаты по программам: «Психология и педагогика Высшей школы», «Педагогика и методика преподавания в высшей школе», «Продвижение образовательных услуг высшего учебного заведения», «Методика преподавания русского языка (как иностранного, как неродного): разнообразие теорий и практик» (2014 г.) В своей профессиональной деятельности Анастасия Степановна проявляет себя как грамотный специалист. Читаемые курсы «Русский язык и культура речи», «Современное деловое письмо», «Документная лингвистика» востребованы не только в ПГИК, но и за его пределами, о чем свидетельствует участие А.С. Черноусовой в курсах повышения квалификации, организуемых на базе ПГИК для специалистов в области секретарского дела, документоведения, архивного дела; руководителей учреждений сферы культуры.

Научные достижения А.С. Черноусовой были по достоинству оценены Российским гуманитарным научным фондом, поддержавшим в 2011 году грант «Человек в городе и город в человеке», реализуемый под руководством Анастасии Степановны. В 2014 году был поддержан грант «Интеграция мигрантов в пермскую городскую среду: культурологические и лингвистические аспекты». Она систематически участвует в конференциях различного уровня (региональных, всероссийских, международных). Она автор – более 30 научных статей, в том числе в журналах, рецензируемых ВАК и методического пособия. Написан ряд отзывов на авторефераты; дважды была оппонентом на защите кандидатских диссертаций, осуществляет рецензирование учебных пособий и программ.

Имеет опыт редактирования:

1.      Талант учителя в его учениках: К юбилею Тамары Ивановны Ерофеевой» (Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – 320 с.).

2.      Редактирование учебного пособия» Художественная культура Пермского края» (2012)

3.      «Литература в искусстве, искусство в литературе» (с 2011 по 2014 гг.).

4.      « Русское слово: восприятие и интерпретации (член редколлегии).

5.      Диалоги об искусстве.

6.      В данный момент составлен материал о филологах, закончивших ПГУ и работающих в ПГИК (к 100-летнему юбилею ПГУ).

В настоящее время является ответственным редактором вузовского журнала «Интегративная перспектива в гуманитарных науках».

Большая организационная работа проводится Анастасией Степановной по кафедре: с 2001 года при её непосредственном участии проходит ежегодный внутривузовский конкурс по русскому языку; с 2010 по 2015 гг. ежегодно проходил межвузовский семинар «Литература в искусстве, искусство в литературе», кафедральные мероприятия (Тотальный диктант-2015, Литературные гостиные, круглые столы; а также мероприятия, включенные в гос. задание).

На протяжении ряда лет Анастасия Степановна участвует в приемной кампании вуза, в 2013 году были обновлены «Методические материалы для поступающих».

Являясь председателем профкома, А.С. Черноусова работала на обеспечение стабильности профчленства; увеличение количества членов профсоюза; качественное и своевременное выполнение решений вышестоящих профсоюзных органов, выстраивание отношений с руководством вуза в соответствии с основным принципом социального партнерства. В настоящее время – член Президиума Пермской краевой организации работников культуры.

Анастасия Степановна принимает активное участие в мероприятиях за пределами вуза (форум «Русский язык между Европой и Азией», Международный гуманитарный форум «Русский язык в диалоге культур», мероприятия в Краевой библиотеке им А.М. Горького и др.). Являлась соорганизатором и участником проектов, проводимых Пермской региональной общественной организацией «Русское национально-культурное общество». Также оказывает организационную помощь при проведении вузовских научных мероприятий, имеет опыт ведения секций в ходе конференций. С 2015 года является экспертом в составе экспертной группе по аттестации педагогических работников учреждений культуры.

Дата последнего обновления: 22.02.2018