Качалина Ольга Георгиевна

Качалина Ольга Георгиевна

Старший преподаватель кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов

СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ

Ф.И.О.

Качалина Ольга Георгиевна

Структурное подразделение

Кафедра оркестровых струнных и духовых инструментов

Занимаемая должность (должности)

Старший преподаватель кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов

Преподаваемые дисциплины
  • История исполнительского искусства
  • Инструментоведение и оркестровка
  • Изучение педагогического репертуара
  • Изучение инструментов оркестра (духовые, ударные)
  • Изучение репертуара Пермского оперного театра
  • История дирижерского искусства
  • История оркестрового исполнительства
  • Педагогическая практика
  • Научно-исследовательская работа (производственная практика)
Уровень образования
Высшее, специалитет
Наименование направления подготовки и (или) специальности
Музыковедение
Квалификация
Музыковед, преподаватель
Учёная степень
Учёное звание
Почётное звание
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке
  • Современная музыка в образовательном процессе и исполнительской практике (Пермский государственный институт культуры, 2017 г., 72 часа, удостоверение)
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя» (Пермский государственный институт культуры, 2018 г., 36 часов, удостоверение)
Общий стаж работы
46
Стаж работы по специальности
26
Научно-исследовательские интересы
Теория музыкально-симфонического творчества российских композиторов на рубеже XX-XXI вв.
Публикации
  1. Через музыку – к познанию мира (из опыта работы со старшеклассниками)  //Музыка в школе: углублённый вариант (творчество учителя и ученика). Материалы областной научно-практической конференции в г. Горнозаводске  Пермского края / Отв. ред. В. И. Адищев. – Пермь: ПГПУ, 1999 г. – С. 64-65.
  2. «О стилевом анализе в практике работы музыкального лектория филармонии» // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы I-й Междунар. межвуз. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 29-31 марта 2001 г. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2001. Том 3.  - С. 3-4.
  3. Художественная действительность  тематизма  Седьмой  симфонии  Б.И. Тищенко (1-я  часть )  // Сборник  научных  работ  студентов  и  аспирантов  ВГПУ (Вологодский гос. пед.ун-т).  Вып. IХ.  Вологда ,  2ОО1.  -  С. 141-150.
  4. Дмитрий  Шостакович  как  персонаж  Пятой  симфонии  Б. Тищенко //  Образование  в  культуре  и  культура  образования:  Материалы  межрегион. науч. – практ.  конф., Пермь,  2О -21  марта  2ОО3  г. -  Ч. 1 / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь ,  2ОО3. -  С. 311-319.
  5. «Три кита» Д.Б. Кабалевского как художественная действительность российской музыкальной педагогики» / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Художественное образование: инновации и традиции». К 100-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского: В 2 ч. Ч.1/Перм. гос. ин-т искусства и культуры. - Пермь, 2004 г. – С. 75-79.
  6. «Процесс свёртывания информации и художественная действительность в музыке: взаимодействие психологического и семантического аспектов» //Музыкальное искусство и музыкальное образование: Сб. науч. тр. Вып.3. / Отв. ред. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 105 с. [С. 30-35].
  7. «Музыка нового балета: к вопросу о «диалоге эпох» (на примере хорео-симфонической циклиады «Беатриче» Б. И. Тищенко)» // Музыка в эпоху постмодернизма: Сборник материалов международной научно-практической конференции (8-10 декабря 2005 г., г. Пермь, ПМУ);  Перм. гос. пед. ун-т – Пермь, 2005. – 141 с. [С. 72-75].
  8. «Тема России в симфоническом творчестве Б. И. Тищенко: художественная традиция и художественная действительность» // Культурологическое образование: историческая перспектива и современные тенденции: материалы Всероссийской науч. - практ. конф., 25-26 октября 2006 г. / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2006. – 190 с.  [С. 26-28].
  9. «Дмитрий Шостакович и Борис Тищенко: преемственность и вопросы стиля (на примере симфонического творчества)» // Шостакович и культура новейшего времени: материалы краевой научной конференции, 10-11 ноября 2006 г. /отв. ред. В. И. Адищев, М. Е. Пылаев, Л. Д. Пылаева;  Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2006. – 144 с.  [61- 65].
  10. «О некоторых традиционных жанрово-интонационных универсалиях в симфоническом творчестве Б. И. Тищенко» // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 4/2007, март-июнь.  – 229 с.   [С. 154-160].
  11. «Об анализе музыкального произведения в курсе «Чтения хоровых партитур» // Система непрерывного художественного образования: теоретико-методологические и прикладные аспекты: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Пермь, 22-25 окт. 2007 г. / науч. ред. Е. А. Малянов, отв. ред. Е. М. Березина. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – 2007. – 415 с. [С. 222-224].
  12. «Об одной интонации эпохи Барокко в 1-й части Квартета  И. Е. Машукова: современный аспект» // Музыка. XXI век: проблемы творчества, исполнительства, педагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (11-12 декабря 2007 г.) /Отв. ред. Н. В. Морозова, М. Е. Пылаев, Л. Д. Пылаева;  Перм. гос. ун-т  –  Пермь, 2007. – 312 с. [С.200-206].
  13. «Структура мотета как художественная действительность в первой части D-симфонии № 2 хореоциклиады «Беатриче» Б. И. Тищенко» // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 6/2008, январь-июнь. – 164 с. я [С. 153-162].
  14. «О некоторых аспектах симфонической парадигмы хорео-симфонической циклиады Б. И. Тищенко «Беатриче» // Музыкальное искусство и музыкальное образование. Сб. науч. тр. Вып.5. / отв. ред. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. – 79 с. [С. 32-37. – 0,3 п. л.].
  15. «Посвящение Чайковскому (О II-м  Всероссийском открытом конкурсе молодых композиторов в Пермском крае» // Социально-культурное пространство региона: традиции, опыт, инновационные модели: материалы  Всерос. науч.- практ. конференции, Пермь, 8-10 декабря 2008 г. / отв. ред. Е. М. Березина.  –  Пермь, Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – 2008.  – 304 с. [С. 285-289. 0, 25 п.л.].
  16. «Понятие «музыкальный стиль в отечественном музыкознании» // «Музыкальное искусство и музыкальное образование»: межвуз. сб. науч. тр. Вып.6/ отв. Ред. В. И. Адищев; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2009. – 101 с. [0,5 п.л. С. 16-31].
  17. «Идеалы Серебряного века в музыке хореосимфонической  циклиады «Беатриче» Б. И. Тищенко» // С. П. Дягилев и современная культура: Материалы международного симпозиума «VIII Дягилевские чтения», Пермь, 15-18 мая 2009 г. – 279 с. [271-276].
  18. «О роли шубертовской цитаты в музыке  Третьей симфонии Б. И. Тищенко // Современная музыка: вопросы теории, исполнения, преподавания: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (26-27 ноября 2009 г.) / Отв. ред. Н. В. Морозова;  Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2009. – 194 с. [С. 62-65].
  19. «О категории  «музыкальный стиль» в российском музыкознании» // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 8/1 2009, декабрь. – 187 с. [157-169].
  20. «Фестивали современной музыки в Перми: между прошлым и будущим» //  Музыкальный авангард: вопросы творчества, исполнения, преподавания: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (г. Пермь, 10-11 сентября 2011 г.) / под ред. Н. В. Морозовой, Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 235 с.  [С. 4-15].
  21. «Неизвестный и знаменитый автор «Калинки» и его литературно-музыкальные «арабески» // Русский мир. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Русский мир и социокультурное единение народов России (24 июня 2011 г., г. Пермь). – Пермь, 2011. – 278 с. [с.211-215].
  22. «Пермь как текст в музыке: миф или реальность?» // Русский мир: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Русский мир и социокультурное единение народов России". - Пермь, 2013. -  С. 253-256.
  23. «Пермская нота» в музыке пермских композиторов: проблема создания пермского текста» //Проблемы современной музыки. Сб. материалов VI  Международной научно-практической конференции ( г. Пермь, 1-2 октября 2013 г.) / под ред. Н. В. Морозовой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 364 с. [С. 215-220].
  24. «О ренессансных тенденциях в музыке эпохи постмодернизма (на примере хорео-симфонической циклиады «Беатриче» Б. И.Тищенко)» // Проблемы современной музыки. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Пермь, 13-14 сентября 2014. – С. 83 – 91.
  25. «Репертуарный театр и театр стаджионе: за и против (на примере деятельности Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского)» // Сб.: Диалоги об искусстве: материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; в 2 ч. /отв. ред. А. А. Лисенкова. – Пермь, 2014. С. 214-218.
  26. Качалина О. Г., Кокшарова Л. Д., Пантус Ю. В., Соколова О. И. «О музыке пермских композиторов для детей: Д. Батин, В. Куликов, В. Пантус (к выпуску нотного сборника)» //Сб.: Проблемы современной музыки: композитор и фольклор: в 2 ч. Ч. 1: Вопросы творчества, исполнительства и преподавания: сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (г. Пермь, 12-13 сентября 2015 г.) / Под общей редакцией Н. В. Морозовой; Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. – Пермь, 2015. С. 293-300.
  27. «Борис Тищенко и современный авангард» // Проблемы современной музыки: композитор и фольклор: Сборник материалов IX научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 21-22 сентября 2016 г.) Под ред. Е. В. Баталиной-Корневой, Н. В. Морозовой. – Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2016. – 164 с. С. 22 – 26.
  28. «Балет И. Машукова «Реквием по Анне» // Проблемы современной музыки: композитор и фольклор: Сборник материалов IX научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 21-22 сентября 2016 г.) Под ред. Е. В. Баталиной-Корневой, Н. В. Морозовой. – Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2016. – 164 с. С. 59 – 62.
  29. «Диалоги о культуре и искусстве»: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 25–27 окт. 2017 г.). – Ч. 2.  Качалина, О. Г. К вопросу о методологии современного семантического анализа / О. Г. Качалина // Перм. гос. ин-т искусства и культуры. – Пермь, 2017 г. - С .152-160.
  30. «Классика или современность - с чего начать: к проблеме выбора в музыкальном воспитании» //»Диалоги о культуре и искусстве»: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Пермь, 18-20 окт. 2018 г.). В 2 ч.: ч. 2 / отв. ред. Е. В. Баталина-Корнева;  Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2019. – 412  с.  С. 79-87.
  31. «По следам симфонических премьер композиторов Прикамья» // Музыка, XXI век. Проблемы творчества, исполнительства, преподавания: Сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Пермь, 23–24 сентября 2018 г.) / Под редакцией Н. В. Морозовой, Е. В. Баталиной-Корневой. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет; Пермский государственный институт культуры – Пермь, 2019. – 268 с. С. 49-62.
  32. «Педагогический аспект в методе семантического анализа М. Ш. Бонфельда» // Актуальные вопросы теории и практики современного профессионального образования в сфере культуры: материалы всероссийской научно-практической конференции, г. Вологда, 28-29 марта 2019 г. / ред.-сост. М. Г. Долгушина; Вологодский областной колледж искусств. – Вологда, 2019.  С. 31-35.
  33. «Классика или современность - с чего начать: к проблеме выбора в музыкальном воспитании» // ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ 2019: сборник статей IX Международного научно-исследовательского конкурса. В 2 ч. Ч. 1. — Пенза: МЦНС «Наукаи Просвещение». — 2019. — 224 с. - С. 178 – 184.

Учебные пособия:

  1. История русской музыки в нотных примерах. Для студентов  отделения заочного обучения специальности 030700 – «Музыкальное образование/ сост. О. Г. Качалина; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь. – 2006. – 93 с.

Научно-популярная литература, художественная публицистика

  1. «Слушателю  симфонических концертов» (для  студентов,  преподавателей  и  сотрудников  педагогических учебных  заведений  г. Перми).  -  Пермь, Пермская областная филармония, 1988.  -  11 с.            
  2. «Путешествие  по  опере» //  Cб.: Искусство  быть  зрителем /Департамент культуры и искусства администрации Пермской области. Пермское отделение Союза театральных деятелей России. -  Пермь,  2ОО1  -  с. 51-56.     
  3. «О чём прокричал «Золотой петушок?» (о премьере оперы «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова в пермском театре оперы и балета им. П. И. Чайковского) // Cб.: Искусство  быть  зрителем /Департамент культуры и искусства администрации Пермской области. Пермское отделение Союза театральных деятелей России. -  Пермь,  2ОО1  -  с. 58-59.         
  4. « Неоконченный  портрет» (очерк  о  творчестве  пермских  композиторов) // Альманах  « Литературная  Пермь».  28О –летию  города Перми посвящается. Историко-литературный журнал,  -  Пермь, 2ОО3, № 1. С. 236-254.                           
  5. «Неоконченный  портрет» (повторная публикация) // Сб.: Композиторы  Прикамья : К 10-летию Пермского отделения Союза композиторов России. Сборник статей и материалов  /  Под редакцией Е. М. Березиной, Н. Б. Зубаревой / Пермский   государственный институт искусства и культуры, Пермская областная библиотека им. М. Горького. -  Пермь. Реал, 2ОО3 г. – с.124-140.

Пресса (публикации в газетах и журналах)

Рецензии, обзоры музыкальной жизни  Перми  в пермских  газетах и журналах, а также в центральной прессе  -  около  60-ти  материалов.         

Другие сведения

Работает в Пермском государственном институте с 1977 года, потом с 2003 года по наст. время.

В 1979 году окончила Ленинградскую ордена Ленина государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова.

Ведёт отчетные концерты кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов в ПГИК.

Активно занимается публицистической деятельностью.

Является членом Союза композиторов Российской Федерации.

Дата последнего обновления: 17.11.2019