Пижамная вечеринка в стиле Умберто Эко

16.04.2018

Умберто Эко – человек, которого сложно охарактеризовать одним существительным. Если мы откроем статью в Википедии, то увидим, что он и критик, и ученый, и писатель, философ, публицист, семиотик… Это не полный список, он, к примеру, еще и признанный эксперт-бондолог (специалист по Джеймсу Бонду). Потому можно предположить, что его произведения многослойны, наполнены отсылками к другим авторам, эпохам, легендам, неоднозначны и непросты.

Студенты Пермского государственного института культуры не испугались сложностей и предложили вниманию зрителей Студенческой весны спектакль по произведениям Умберто Эко «Сказки».

На маленькой камерной сцене на протяжении спектакля находились все актеры одновременно. Кто-то был одет в пижаму с пандами, кто-то в футболочку с пингвинами и леггинсы, кто-то просто в домашнюю рубашку и растянутую футболку, всех объединяли босые пятки и отсутствие грима. Внешний вид актеров, музыкальный ряд, работа со светом создавали атмосферу камерности и интимности. Из реквизита на сцене были только огромная простыня, во второй сказке появились подушки, а в третьей простыня играла роль одеяла. Ощущение, что мама рассказала малышам сказки, а малыши погрузились в пограничное состояние, где сон смешивается с явью. Что же в этой яви или сне?

В основе спектакля – три сказки, даже, скорее притчи. Их в принципе сложно поставить, не скатываясь в пошлость и излишний пафос, но у ребят получилось рассказать о сложных темах и острых вопросах просто и с понятными эмоциями.

В этом сне – гномы с планеты Гнум, которые удивляются экологической ситуации на Земле, атомы в атомной бомбе, которые не хотят убивать, русский, американец и китаец на Марсе (и это не классический анекдот). Там - глубокие и простые мысли о нашем поведении на этой планете, размышления о войне и мире, понимание, что для эмоций и чувств не существует языков и государств.

Очень интересно ребята поработали с реквизитом, немногочисленным, но многофункциональным. К примеру, подушка – это одновременно обитель спокойствия и тепла, сонного уюта, а через несколько минут это уже инструмент в борьбе. Казалось бы, бой подушками – веселая игра, забава, но совсем другие эмоции вкладывали герои спектакля в это действо, и это уже не смотрелось невинной забавой малышей перед сном, малыши заигрались и лупили друг друга со злостью, яростью, оставляя друг другу совсем не невинные синяки. Подушка перестала быть символом спокойствия, это символ агрессии. Через несколько минут победитель надевает подушку на себя, и это отнюдь не смешно и забавно, это выглядит треуголкой Бонапарта, символом власти, войны, завоевания. В попытке уйти от власти человека в треуголке остальные тоже натягивали подушки на головы, но это выглядело уже совсем по-другому: отсутствие эмоции завоевателя, подачи победителя, агрессивной горделивости это смотрелось жестом «Я в домике, не трогайте меня», попыткой защититься.

Сказки создавали своего рода кольцевую композицию. Действие первой начиналось в Космосе, речь шла о планетах в Космосе, зал с помощью проектора превратился в планетарий. В третьей сказке проектор вновь заработал, только на этот раз речь шла о личном, внутреннем Космосе, нашей личной Вселенной.

Спектакль произвел очень приятное впечатление. Неожиданные выходы, интересные решения, а еще горящие глаза актеров – это то, ради чего стоит идти на студенческие постановки. Отсутствие больших финансов и возможностей в плане пространства и реквизита играет в данном случае на пользу, ребята креативят и придумывают классные вещи, сами они еще не устали, не отыграли тысячу спектаклей, а потому выходят на сцену и раскрываются, не бояться раздеться эмоционально.

Автор: ЮНПРЕСС-ПЕРМЬ, молодёжное СМИ