ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ
№ п/п |
Название научного направления (школы). Основные представители |
Направление, область науки |
Функциональное значение применения идей научной школы (теоретическое, прикладное) |
Научная теория / разработка, построенная на основе идей научной школы |
1. |
Культура повседневности.
О.Л. Лейбович, зав. каф. культурологии и философии, д.ист.н., профессор;
А.И. Казанков, к. филос. н., доцент кафедры культурологии и философии |
Культурология |
Разрабатывается концепция городской и сельской культур в российской исторической перспективе. Выявляются культурные конфликты в современном обществе: обсуждаются способы их решения |
Концепция конструирования субъектности в отечественной культуре |
2. |
Традиционное и современное искусство.
П.А. Печенкин, член Правления Союза кинематографистов России, академик общественной российской киноакадемии «Ника»;
Н.Б. Зубарева, д.иск., профессор;
Н.А. Петрусева, зав. каф. теории и истории музыки, д.иск., профессор.
|
Искусствоведение (Живопись; Кинематография; Музыкальное искусство) |
Разработаны теоретико-методологические основы преподавания изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях. Разработаны теоретико-методологические основы преподавания кинематографии в высших и средних учебных заведениях. Исследуются музыкальные произведения современных композиторов. Выстраиваются математические модели анализа музыкальных произведений. Осуществляются систематические исследования музыкальной культуры Прикамья. Организован межрегиональный конкурс исследовательских работ по теме «Музыкальное образование в регионе: история и современность» среди студентов музыкальных училищ и училищ искусств. Осуществляется пропаганда достижений отечественной и зарубежной современной культуры; знакомство учащейся молодежи, интеллигенции и жителей Пермского края с лучшими образцами современной зарубежной и отечественной музыки. |
Продолжение и развитие традиций русской классической реалистической школы. Многочисленные работы учеников. Персональные выставки. Творческий проект – Кинофестиваль «Флаэртиана». Создание авторских фильмов. Созданы авторские теории математического моделирования музыкальных произведений |
3. |
Психология искусства и творчества
Л.Я. Дорфман, зав. каф. психологии и педагогики, д.пс.н., профессор |
Психологические науки |
В рамках интегрального исследования личности (В.С. Мерлин) разработана теория метаиндивидуального мира, описывающая на системной основе характер отношений личности (в континууме влияния – зависимости) с ее миром – в том числе, социальным. Характер этих отношений обусловливает развитие субмодальностей Я (Авторского, Воплощенного, превращенного, Вторящего). На основе этой теории, носящей фундаментальный характер, разработана теория креативного сознания. В современном мире роль креативности возросла и продолжает возрастать. Творчество все больше воспринимается как основа общественного прогресса. В этом контексте дальнейшее развитие психологии творчества в нашей стране и в регионе играет особую теоретическую и практическую роль. В данной теории основное внимание направлено не на предметность, а собственно на поток сознания, психический материал, который существует в сознании и сотворен человеком. Отсюда своеобразие взгляда на креативный поток сознания – попытка понять его своеобразие в отношении когнитивных процессов и личности (индивидуальности), но безотносительно к креативному поведению и внешним креативным продуктам, социально-культурным факторам и доменам креативности. |
Теория метаиндивидуального мира; Концепция полимодального Я; Метаиндивидуальная теория креативного сознания |
4. |
Философия культуры и религии.
С.Д. Лобанов, д.филос.н., профессор;
М.Г. Писманик, д.филос.н., профессор
Д.В. Горюнов, к. филос. н., доцент |
Философские науки |
На основе российского и зарубежного опыта философски осмысляются и проясняются актуальные теоретические и практические вопросы поддержания социальной стабильности в РФ, возрождения отечественной духовности, формирования нравственно-правового самосознания и культуры духовности. Обозначаются основные направления по становлению нравственно-правового сознания и культуры духовности и выявляются с ними связанные ценностные ориентации, в том числе, установки по стимулированию светской и религиозной общественности на осуществление милосердной и благотворительной деятельности. |
Теория метарелигиоведения |
5. |
Теоретико-методологические и прикладные аспекты художественного образования.
Л.И. Дробышева-Разумовская, ректор ПГИК, зав.каф. специального фортепиано, профессор, Заслуженный работник культуры РФ;
Р.Ф. Козловский, директор Консерватории, зав.каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования, профессор;
Т.В. Иванова, проректор по творческой и международной деятельности; зав. каф. хорового дирижирования, к.пед.н., доцент |
Педагогические науки (Теория и методика профессионального образования) |
Функциональное значение данного направления заключается в содействии формированию единого образовательного пространства в сфере культуры и искусства Пермского края. Ставится и реализуется задача активного участия в процессах сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства. Инициируются меры по сохранению и развитию краевой системы непрерывного художественного образования под эгидой ПГИИК, выступающего в роли координатора и интегратора общих усилий, направленных на достижение поставленных целей. Совершенствуется структура и механизмы системы непрерывного профессионального образования специалистов отрасли в течение всего периода их трудовой деятельности («образование через всю жизнь»). Осуществляется сохранение и изучение национального культурного наследия и трансляция его на уровень массового сознания. Разработаны теоретико-методологические основы преподавания дирижирования хором в высших и средних учебных заведениях. Разработаны теоретико-методологические основы преподавания вокала в высших и средних учебных заведениях |
Запущены долгосрочные творческие проекты: «Творчество молодых – родному городу и краю!»; научно-практические конференции по художественному образованию, в частности, в рамках Международных ассамблей искусств Созданы постоянно действующие творческие коллективы: Академический хор, Народный хор. Афишные концерты в Перми, Пермском крае, городах России и зарубежья. Разработана авторская методика работы с певческим голосом (И.Р. Котельникова). Сольные концерты. |
6. |
Театральная педагогика.
Т.А. Казаринова, зав. каф. хореографии, к.иск., профессор;
В.А. Ильев, профессор.
|
Педагогические науки (Теория и методика профессионального образования) |
Данное творческое направление на практике реализуется как процесс воспитания молодых актеров и педагогическую работу с труппой театра, нацеленную на расширение творческого диапазона актеров в процессе театрально-постановочной работы. Социокультурный аспект заключается во всесторонней просветительской и педагогической работе с публикой театра, прежде всего, с детским и молодежным ее составом. |
Методика работы с театральным коллективом; Методика овладения актерским мастерством; Методика речевой подготовки студента. Запущен долгосрочный творческий проект «Всероссийский конкурс чтецов»; |
7. |
Новые технологии в сфере культуры
Лисенкова А.А., д. культурологии, доцент
Ширинкин П.С., зав.каф.СКТ и туризма, канд.геогр. наук, доцент;
Шепелева С.В., проректор по учебной и воспитательной работе, зав.каф. библиотечных и документально-информационных технологий, к.фил.н., доцент |
Идентичность
Массовые коммуникации
Цифровизация в культуре
Педагогические науки (теория, методика и организация социально-культурной деятельности)
Экономика
Туризм
Символические ресурсы в социально-культурной деятельности и туризме |
Разрабатывается методика анализа и оценки социокультурных процессов, происходящих в современном обществе, влияния новых медиа на формирование культурной идентичности личности. Разработана методология педагогического анализа инновационной деятельности в социально-культурной сфере на основе критериальных характеристик методологии педагогической науки (универсальность, инструментальность, технологичность, практикоориентирован-ность, аксиологичность). Культурный потенциал территории, символизация пространства, исследования образного восприятия в туризме и культуре, социокультурные проекты на базе символических ресурсов территории и их продвижение, туристское легендирование |
Разработана базовая (матричная) социокультурная модель формирования инновационного потенциала личности и инновационной культуры личности и общества как ядра совокупного инновационного потенциала страны. Разработана авторская методика расчета туристической и культурной привлекательности территорий Пермского края |
ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ ПО НАУЧНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ
ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА