Научно-исследовательская деятельность

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В ПЕРМСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ КУЛЬТУРЫ

№ п/п

Название научного направления (школы). Основные представители

Направление, область науки

Функциональное значение применения идей научной школы (теоретическое, прикладное)

Научная теория / разработка, построенная на основе идей научной школы

1.

Культура повседневности.

 

О.Л. Лейбович, зав. каф. культурологии и философии, д.ист.н., профессор;

 

А.И. Казанков, к. филос. н., доцент кафедры культурологии и философии

Культурология

Разрабатывается концепция городской и сельской культур в российской исторической перспективе. Выявляются культурные конфликты в современном обществе: обсуждаются способы их решения

Концепция конструирования субъектности в отечественной культуре

2.

Традиционное и современное искусство.

 

П.А. Печенкин, член Правления Союза кинематографистов России, академик общественной российской киноакадемии «Ника»;

 

Н.Б. Зубарева, д.иск., профессор;

 

Н.А. Петрусева, зав. каф. теории и истории музыки, д.иск., профессор.

 

 

Искусствоведение (Живопись; Кинематография; Музыкальное искусство)

Разработаны теоретико-методологические основы преподавания изобразительного искусства в высших и средних учебных заведениях.

Разработаны теоретико-методологические основы преподавания кинематографии в высших и средних учебных заведениях.

Исследуются музыкальные произведения современных композиторов. Выстраиваются математические модели анализа музыкальных произведений.

Осуществляются систематические исследования  музыкальной культуры Прикамья.

Организован  межрегиональный конкурс исследовательских работ по теме «Музыкальное образование в регионе: история и современность» среди студентов музыкальных училищ и училищ искусств.

Осуществляется пропаганда достижений отечественной и зарубежной современной культуры;

знакомство учащейся молодежи, интеллигенции и жителей Пермского края с лучшими образцами современной зарубежной и отечественной музыки.

Продолжение и развитие традиций русской классической реалистической школы.

Многочисленные работы учеников. Персональные выставки.

Творческий проект – Кинофестиваль «Флаэртиана». Создание авторских фильмов.

Созданы авторские теории математического моделирования музыкальных произведений

3.

Психология искусства и творчества

 

Л.Я. Дорфман, зав. каф. психологии и педагогики, д.пс.н., профессор

Психологические науки

В рамках интегрального исследования личности (В.С. Мерлин) разработана теория метаиндивидуального мира, описывающая на системной основе характер отношений личности (в континууме влияния – зависимости) с ее миром – в том числе, социальным. Характер этих отношений обусловливает развитие субмодальностей Я (Авторского, Воплощенного, превращенного, Вторящего). На основе этой теории, носящей фундаментальный характер, разработана теория креативного сознания.

В  современном мире роль креативности возросла и продолжает возрастать. Творчество все больше воспринимается как основа общественного прогресса. В этом контексте дальнейшее развитие психологии творчества в нашей стране и в регионе играет особую теоретическую и практическую роль.

В данной теории основное внимание направлено не на предметность, а собственно на поток сознания, психический материал, который существует в сознании и сотворен человеком. Отсюда своеобразие взгляда на креативный поток сознания – попытка понять его своеобразие в отношении когнитивных процессов и личности (индивидуальности), но безотносительно к креативному поведению и внешним креативным продуктам, социально-культурным факторам и доменам креативности.

Теория метаиндивидуального мира;

Концепция полимодального Я;

Метаиндивидуальная теория креативного сознания

4.

Философия культуры и религии.

 

С.Д. Лобанов, д.филос.н., профессор;

 

М.Г. Писманик, д.филос.н., профессор

 

Д.В. Горюнов, к. филос. н., доцент

Философские науки

На основе российского и зарубежного опыта философски осмысляются и проясняются актуальные теоретические и практические вопросы поддержания социальной стабильности в РФ, возрождения отечественной духовности, формирования нравственно-правового самосознания и культуры духовности.

Обозначаются основные направления по становлению нравственно-правового сознания и культуры духовности и выявляются с ними связанные ценностные ориентации, в том числе, установки по стимулированию светской и религиозной общественности на осуществление милосердной и благотворительной деятельности.

Теория метарелигиоведения

5.

Теоретико-методологические и прикладные аспекты художественного образования.

 

Л.И. Дробышева-Разумовская, ректор ПГИК, зав.каф. специального фортепиано, профессор, Заслуженный работник культуры РФ;

 

Р.Ф. Козловский, директор Консерватории, зав.каф. народных инструментов и оркестрового дирижирования, профессор;

 

Т.В. Иванова, проректор по творческой и международной деятельности; зав. каф. хорового дирижирования, к.пед.н., доцент

Педагогические науки (Теория и методика профессионального образования)

Функциональное значение данного направления заключается в содействии формированию единого образовательного пространства в сфере культуры и искусства Пермского края. Ставится и реализуется задача активного участия в процессах сохранения и развития сложившейся в России уникальной системы художественного образования в области культуры и искусства. Инициируются меры по сохранению и развитию краевой системы непрерывного художественного образования под эгидой ПГИИК, выступающего в роли координатора и интегратора общих усилий, направленных на достижение поставленных целей.

Совершенствуется структура и механизмы системы непрерывного профессионального образования специалистов отрасли в течение всего периода их трудовой деятельности («образование через всю жизнь»). Осуществляется сохранение и изучение

национального культурного наследия и трансляция его на уровень массового сознания.

Разработаны теоретико-методологические основы преподавания дирижирования хором в высших и средних учебных заведениях.

Разработаны теоретико-методологические основы преподавания вокала в высших и средних учебных заведениях

Запущены долгосрочные творческие проекты:

«Творчество молодых – родному городу и краю!»; научно-практические конференции  по художественному образованию, в частности, в рамках Международных ассамблей искусств

Созданы постоянно действующие творческие коллективы: Академический хор, Народный хор.

Афишные концерты в Перми, Пермском крае, городах России и зарубежья.

Разработана авторская методика работы с певческим голосом (И.Р. Котельникова).

Сольные концерты.

6.

Театральная педагогика.

 

Т.А. Казаринова, зав. каф. хореографии, к.иск., профессор;

 

В.А. Ильев, профессор.

 

Педагогические науки (Теория и методика профессионального образования)

Данное творческое направление на практике реализуется как процесс воспитания молодых актеров и педагогическую работу с труппой театра, нацеленную на расширение творческого диапазона актеров в процессе театрально-постановочной работы. Социокультурный аспект заключается во всесторонней просветительской и педагогической работе с публикой театра, прежде всего, с детским и молодежным ее составом.

Методика работы с театральным коллективом;

Методика овладения актерским мастерством;

Методика речевой подготовки студента.

Запущен долгосрочный творческий проект «Всероссийский конкурс чтецов»;

7.

Новые технологии в сфере культуры

 

Лисенкова А.А., д. культурологии, доцент 

 

Ширинкин П.С., зав.каф.СКТ и туризма, канд.геогр. наук, доцент;

 

Шепелева С.В., проректор по учебной и воспитательной работе, зав.каф. библиотечных и документально-информационных технологий, к.фил.н., доцент

Идентичность

 

Массовые коммуникации

 

Цифровизация в культуре

 

Педагогические науки (теория, методика и организация социально-культурной деятельности)

 

Экономика

 

Туризм

 

Символические ресурсы в социально-культурной деятельности и туризме

Разрабатывается методика анализа и оценки социокультурных процессов, происходящих в современном обществе, влияния новых медиа на формирование культурной идентичности личности.

Разработана методология педагогического анализа инновационной деятельности в социально-культурной сфере на основе критериальных характеристик методологии педагогической науки (универсальность, инструментальность, технологичность, практикоориентирован-ность, аксиологичность).

Культурный потенциал территории, символизация пространства, исследования образного восприятия в туризме и культуре, социокультурные проекты на базе символических ресурсов территории и их продвижение, туристское легендирование 

Разработана базовая (матричная) социокультурная модель формирования инновационного потенциала личности и инновационной культуры личности и общества как ядра совокупного инновационного потенциала страны.

Разработана авторская методика расчета туристической и культурной привлекательности территорий Пермского края

Презентация научных школ ПГИК

ОТЧЕТ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2021 г.

ОТЧЕТ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2017 г.

ОТЧЕТ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА КУЛЬТУРЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2016 г.

ОТЧЕТ ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2015 г.

ОТЧЕТ ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2014 г.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ОТЧЕТУ ПЕРМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ О НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2012-2013 гг.

 

ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ ПО НАУЧНЫМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

ТРЕБОВАНИЯ К СОИСКАТЕЛЯМ УЧЕНЫХ ЗВАНИЙ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВА