Виртуальная выставка "Немеркнущий экран": ко Дню российского кино

27.08.2020

День российского кино

профессиональный праздник кинематографистов и любителей кинематографа в Российской Федерации. Отмечается ежегодно 27 августа.

Первый киносеанс состоялся в Российской империи 4 (16) мая 1896 года в петербургском саду «Аквариум» . 2 (15) октября 1908 года произошёл первый показ восьмиминутного фильма русского производства «Понизовая вольница». Картина режиссёра Владимира Ромашкова (по мотивам русской народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень») открыла эру русского кино.

27 августа 1919 года Совет народных комиссаров РСФСР принял очередной декрет о национализации (через безвозмездную экспроприацию) кинодела. С этого дня вся фотографическая и кинематографическая торговля, промышленность и кинотеатры РСФСР перешли в прямое ведение Народного комиссариата просвещения.За время существования праздника дата празднования неоднократно переносилась. Сначала её перенесли на 28 декабря, объединив с международным днём кино. По сути, как национальный праздник, День российского кино перестал существовать. Так продолжалось до 2001 года, до того момента, как в Службе кинематографии Министерства культуры РФ не решили, что российский кинематограф достоин таки иметь свой собственный праздник.

Библиотека ПГИК предлагает всем любителям киноискусства познакомиться с наиболее интересными изданиями по проблемам российского кинематографа, имеющимися в наших фондах

Летопись российского кино, 1863-1929 [Текст] / НИИ киноискусства; Госфильмофонд Российской Федерации; Музей кино ; сост. В. Е. Вишневский, В. П. Михайлов, В. А. Ватолин [и др.], отв. ред. А. С. Дерябин [и др.]. - Москва : Материк, 2004. - 699 с.

В издании предполагалось отразить недоступную в советское время информацию: засекреченные сферы кинополитики КПСС; киноцензуру; русское кино в эмиграции; зарубежные связи отечественного кино. Для специалистов и широкого круга читателей.  Аб, 1 корп.

Стишова, Елена Михайловна. Российское кино в поисках реальности. Свидетельские показания [Текст] / Елена Стишова. - Москва : Аграф, 2013. - 460, [1] с. : ил.; 21 см. - (Кабинет визуальной антропологии)

втор анализирует ситуацию, сложившуюся в кинопроизводстве в конце 80 - начале 90-х годов XX века. Гласность, свобода слова, крах института цензуры, первые шаги рыночной экономики - эти позитивные процессы постепенно обнаруживали потаенный драматизм. Корабль когда-то мощного кинопроизводства, получивший множество пробоин, все-таки остался на плаву, но продвигался словно на ощупь. Особый интерес представляют тексты, исследующие творческие проблемы, с которыми столкнулись кинематографисты в постсоветскую эпоху.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/459047/ , Аб, 1 корп.

Людмила Соколова - Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендамиСоколова, Л. Великие советские фильмы. 100 фильмов, ставших легендами [Текст] / Л. Соколова. - Москва : Центрполиграф, 2011. - 446 с. Аб, 1 корп.

Книга Людмилы Соколовой не просто сухое перечисление советских фильмов, а 100 подробнейших рассказов о самых популярных и культовых картинах советского кинематографа. Сюда вошли не только фильмы, ставшие легендами, получившие мировое признание, но и картины «простенькие и бесхитростные», которые до сих пор очень любит массовый зритель (что доказывают рейтинги показов по телевидению). Автор постарался, чтобы читателю не было скучно, и поэтому на наших страницах вы найдете забавные подробности, курьезные случаи и приключения на съемках, а также фразы из фильмов, ставшие крылатыми.

Игорь Кокарев - Кино как бизнес и политика: современная киноиндустрия США и России обложка книги

                                                                     Кокарев, И. Е. Кино как бизнес и политика. [Текст] : современная киноиндустрия США и России : учебное пособие / И. Е. Кокарев. - Москва : Аспект-Пресс, 2009. - 343 с.  Аб, 1 корп.

В пособии просто и емко рассказывается о кинобизнесе и продюсерской профессии на фоне динамичной картины изменений в мировой экономике и политике: сравнение кризисов американской и советско-российской кинематографии, управление кинопроцессом с помощью государства и без него, новые принципы организации кинодела в контексте диверсификации мировой киноиндустрии и процессов глобализации.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/186411/

Сергей Уваров - Музыкальный мир Александра Сокурова обложка книги                                                                 Уваров, Сергей Алексеевич (музыковед). Музыкальный мир Александра Сокурова [Текст] / Сергей Уваров. - Москва : Классика-XXI : Арт-транзит, 2011. - 152, [3] с. ; [8] л. : фот. Аб.,1 корп.

"Музыка для меня - самое сказочное, самое свободное, самое таинственное, самое искусное искусство...", - говорит самый музыкальный режиссер современности Александр Сокуров. Из музыкальных произведений у него рождаются целые фильмы, а звуковой образ нередко становится ключевым элементом всей картины.
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/488652/

обложка Фундаментальные основы кинопроизводства от интернет-магазина Книгам...Барнуэл, Дж. Фундаментальные основы кинопроизводства [Текст] : учеб. пособие / Дж. Барнуэл, пер. М. Еремеевой ; Рос. гос. гум. ун-т. - Москва : Тридэ Кукинг, 2010. - 208 с. : ил. Аб,, ЧЗ1, ЧЗ2

Книга представляет собой учебное пособие, отвечающее современным образовательным стандартам в сфере культуры и искусства. В нёй даётся полный и точный обзор, всех практических аспектов кинопроизводства, от замысла - к воплощению, и до осмысления конечного продукта.
Начиная с описания профессий внутри съёмочной группы, в книге наглядно выстраивается весь рабочий процесс, в котором задействованы технические, творческие и административные звенья.
Материал преподнесен в удобной, конкретизирующей форме.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/425612/

Мастерство продюсера кино и телевидения [Текст] : учебник / ред. П. К. Огурчиков, В. В. Падейский, В. И. Сидоренко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 863 с. Аб., ЧЗ1, ЧЗ2

Авторы учебника - ведущие специалисты и продюсеры российского кино и телевидения. Рассматриваются основные творческие, правовые и экономические аспекты современного продюсерства. Анализируется тематический и жанровый состав аудиовизуальной продукции. Освещаются основные этапы разработки проектов кино и телевидения. Значительное внимание уделяется вопросам производства и маркетинга аудиовизуальной продукции.
Для студентов, обучающихся по специальностям в области кино и телевидения, переподготовки и повышения квалификации продюсеров кино и ТВ, а также для работников сферы культуры и искусства.

Рональд Берган - Кино. Иллюстрированная энциклопедия обложка книги                                                             Берган, Р. Кино [Текст] : полная энциклопедия / Р. Берган. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 512 с. : цв.ил., ил. ЧЗ1

История киножанров.
Развитие кино и становление киножанров, от киноавангарда до мультипликации.
От Голливуда к Болливуду.
Информация о творчестве величайших режиссеров и самых известных фильмах разных времен, история кино во всем мире, от Австралии до Зимбабве.
Как делается кино.
Кто, что, когда и где делает для создания фильма - от идеи до премьеры.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/190046/