Виртуальная выставка "Самый русский писатель": к 190-летию Н. Лескова

18.02.2021

http://obshe.net/upload/000/u11/a9/15/a33b3269.jpg

Как художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами

литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова

силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов,

а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок её, тонким знанием

великорусского языка  он нередко превышает названных предшественников и соратников своих.

Максим Горький

В 2021 году отмечается 190-летие русского писателя Н.Лескова.

Его называют "самым русским писателем", его речь чрезвычайно музыкальна и напевна. Библиотека предлагает свои читателям виртуальную выставку, посвященную этому замечательному юбилею

 

Сиверская, Т. М. Лесков и музыка: о некоторых аспектах музыкальности литературного языка писателя  / Т. М. Сиверская // Музыковедение. - 2020. - № 2. - С. 41-46.

 


В статье исследуются проявления музыкальности в творчестве Н.С. Лескова, поднимается вопрос об отношении писателя к музыке. Важнейшую роль в творчестве автора играет обращение к фольклору, в том числе песенному; связанные с музыкой и её составляющими эпизоды присутствуют на страницах его книг. Музыкальность как особое качество литературного языка Лескова обнаруживается в его произведениях на разных уровнях. Сам писатель неоднократно подчеркивал важность ритма и интонации в своих текстах, акцентируя их музыкальную природу. Целый ряд приёмов и методов Лескова корреспондирует с музыкальными. Разноплановые проявления музыкального начала в прозе Лескова дают широкие возможности для музыкальных интерпретаций его сочинений в разных жанрах.
Ключевые слова: Лесков, музыка, ритм, фольклор, музыкальность, песня, интонация, «Левша».

https://cyberleninka.ru/article/n/poeziya-proza-i-muzyka-v-skaze-nikolay...

book

Сиверская, Т. Николай Лесков и Родион Щедрин: хранители русского духа  / Т. Сиверская // Музыкальная академия. - 2016. - № 2. - С. 30-32.

В статье проводятся параллели между творчеством двух выдающихся творцов отечественной культуры: писателя Н.С. Лескова и композитора Р. К. Щедрина. Отмечается ярко выраженный национальный характер творчества обоих авторов, прослеживаются конкретные темы, идеи, образы, запечатленные в сюжетах Лескова и их музыкальное прочтение в произведениях Щедрина. Несмотря на большую временную дистанцию, отделяющую писателя и композитора, автор находит множество точек соприкосновения, свидетельствующих об актуальности лесковского творчества в наши дни. Омузыкаливая страницы лесковской прозы, Р. Щедрин подчёркивает и озвучивает важнейшие качества персонажей, воссоздавая истинно русские характеры героев.
 
Кошкарева, Н. Роль хора в опере "Левша" Родиона Щедрина / Н. Кошкарева, А. Скорык // Музыкальная академия. - 2016. - № 2. - С. 32-36.
Музыкальный анализ хорового творчества композитора на примере оперы "Левша". Премьера оперы под управлением маэстро В. Гергиева состоялась 27 июля 1913 года.

https://cyberleninka.ru/article/n/opera-levsha-rodiona-schedrina-zagadka...

Сиверская, Т. М. Забытые страницы: русская музыкальная комедия А. Новикова "Левша" по Н. Лескову  / Т. М. Сиверская // Музыка и время. - 2016. - № 1. - С. 15-20.

Статья посвящена жизни и творчеству выдающегося советского композитора Анатолия Григорьевича Новикова (1896–1984). Подчеркивая непреходящую популярность песен Новикова и учитывая все возрастающий интерес к советской песне 1930-х–1960-х годов, автор прослеживает истоки творчества композитора и его профессионального становления, раскрывая жанровую палитру его наследия. Особое внимание в статье уделяется крупным жанрам в творчестве А.Г. Новикова, в частности, русской музыкальной комедии «Левша» по Н.С. Лескову на либретто Р.Г. Галиат-Валаева. На примере этого произведения дается общий анализ стиля композитора, его музыкального языка, выявляются структурные и драматургические особенности советской музыкальной комедии. Отмечается сатирическая трактовка лесковского сказа в либретто, берущая начало от пьесы Е. Замятина, и ее смягчение, уводящее в сторону лирики, данное композитором.
Народные истоки творчества А. Новикова, его удивительное чувство интонации проявляются в его музыке, претворяя не только родной ему рязанский фольклор, но и песенные особенности других областей, в том числе – Тульской.
Истинный патриотизм, искренность, мелодический дар и композиторское мастерство Новикова ставят его в ряд выдающихся советских композиторов, чутко отразивших пульс своего времени.
Ключевые слова: Новиков, Лесков, Левша, музыкальная комедия, песенная опера, советская песня, реминисценция.

book

Земляницына, М. Об особенностях музыкальной драматургии оперы Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда"  / М. Земляницына // Музыкальная академия. - 2015. - № 3. - С. 166-173.

https://elibrary.ru/item.asp?id=37035232

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_010240902/

https://readera.org/priroda-teatralnosti-v-opere-dshostakovicha-ledi-mak...

Осипов, Ю. Самый русский писатель  : [о писателе Н. С. Лескове] / Ю. Осипов // Смена. - 2016. - № 2. - С. 4-18 : ил.

https://zen.yandex.ru/media/t_t/pisatel-s-samoi-russkoi-dushoi-ns-leskov...

Сиверская, Т. М. Композиционные и драматургические принципы оперы "Очарованный странник" Родиона Щедрина  / Т. М. Сиверская // Музыковедение. - 2015. - № 8. - С. 3-9.


В статье автор делится рядом наблюдений, касающихся драматургических принципов современного оперного театра,
в том числе – принципа «зеркала».
В центре внимания – опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Ее драматургическая концепция рассматри-
вается в контексте творчества самого композитора, отмечаются стилистические приемы, характерные для музыкально-
театральных произведений ХХ века: ретроспективный принцип изложения событий («ожившие воспоминания»), многока-
нальность действия, оркестровые интермеццо как обобщение и итог, тембровая драматургия, прием «не-персонификации»
и другие. Проводятся параллели между концептуальным решением опер Родиона Щедрина и музыкальным театром Игоря Стравинского.
Особое внимание уделяется композиции оперы: ее стройной концентричной архитектонике, принципу зеркала, лежа-
щему в ее основе. Отмечается характерное «подстраивание» жанра оперы под реалии современной концертной жизни.
Автор подчеркивает важность духовной составляющей в сюжете данного произведения, в сочинениях Р. Щедрина
1990-х – 2000-х годов, а также актуальность подобных тем в искусстве новейшего времени.
Ключевые слова: Щедрин, Лесков, Очарованный странник, опера, драматургия, композиция, принцип «зеркала».

http://elibrary.ru/item.asp?id=23932173

Литературная матрица. ХIХ век : учебник, написанный писателями / сост. В. Левенталь и др. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Лимбус Пресс, 2011. - 464 с. ю.// Бояшов, И. В. "Человечкина душа" (Н. С. Лесков) / И. В. Бояшов. - С. 361-379

Современные писатели и поэты размышляют о русских классиках, чьи произведения входят в школьную программу по литературе. Издание предназначено для старшеклассников, студентов вузов, а также для всех, кто интересуется классической и современной русской литературой.

https://www.rulit.me/books/literaturnaya-matrica-uchebnik-napisannyj-pis...

 

Лариса Бушуева - Великие творцы великой России. Писатели, поэты, художники, музыканты, артисты обложка книги

Бушуева, Л. П. Великие творцы великой России. Писатели, поэты, художники, музыканты, артисты  : [сб. биогр. очерков] / Л. П. Бушуева. - Ростов-на-Дону : Владис, 2011. - 479 с. : ил. + 16 л. цв. ил. - (Историческая библиотека).

Россия дала миру множество великих имен, связанных с искусством. Гениальные произведения Л.Н. Толстого и П. И. Чайковского, Ф.М. Достоевского и А.П. Чехова, С.В. Рахманинова и И.К. Айвазовского известны и почитаемы во всем мире. Эти и многие другие имена гениев искусства прославили Россию не меньше, чем военные победы полководцев и научные открытия ученых. Все они, каждый по-своему, являются великими творцами великой России.
https://www.literu.ru/bushueva-l/velikie-tvortsy-velikoy-rossii/

 

Современное прочтение русской классической литературы XIX века  : в 2 ч. / Моск. гос. обл. ун-т; сост. Ю. И. Сохряков ; рец.: Э. Л. Афанасьев, И. И. Семаева. - Москва : Пашков дом, 2007 - . - 515 с.//Троицкий, В. Ю. Россия Лескова: русская идея и русский характер (к вопросу о методологии исследования) / В. Ю. Троицкий. -с. 346-361.