Выставку с необычным названием «Негромкие слова» автор – художница Валентина Соловьева – посвящает памяти своего педагога, Народного художника СССР Евгения Николаевича Широкова (1931-2017). Он стоял у истоков кафедры живописи Пермского государственного института культуры, много лет возглавлял кафедру (1993-2017) и в марте этого года ему исполнилось бы 90 лет.
Соловьева окончила Свердловское художественное училище им. И.Д. Шадра, затем Пермский государственный институт культуры и представляет первый выпуск кафедры живописи (1999 год) института. Позднее прошла 3-х летнюю стажировку в творческих мастерских Российской Академии художеств в Красноярске под руководством ленинградского художника-шестидесятника А. П. Левитина. Сегодня она сама является преподавателем кафедры живописи ПГИК, под ее руководством в самостоятельную жизнь вышло несколько выпусков художников.
Отметим, что художница - участница международной и республиканских выставок в Москве, региональной в Екатеринбурге, выставки «Большая в Волга» в Москве, а также многих краевых, городских, групповых и самых различных тематических выставок.
На смену предшествующей персональной выставке - «По велению сердца» - приходит время «Негромких слов», время рефлексий и размышлений на тему «Личность в современном мире», мире, ломающем многие прежние базовые представления.
Художница освоила реалистическую традицию живописи, основанную на изучении натуры. Поэтому сегодня, в эпоху переходную, ей потребовался несколько иной художественный язык, более условный, тяготеющий к обобщению иного рода, к символизации и символу. Отсюда и соответствующие названия картин - «Окно в мир», «Смотрящая в даль», «Странник», «Небесный Херувим», «Облако», «К дальним берегам» и др. Вполне натурные мотивы и образы художница стремится перевести в план более художественно-иносказательный, в определенной степени философский. Это особенно чувствуется в большой серии пейзажей-марин под общим названием «За пределом». Далее автор «расшифровывает» это название: «День первый», «День второй», «День третий», «День четвертый», словно речь идет о сотворении мира. Она действительно стремится сотворить свой индивидуальный внутренний мир, свое неповторимое лицо художника. Большая часть произведений представляется на выставке впервые.
В плане мировоззренческом Валентина остается верна прежней гуманистической традиции, где человек является мерой всех вещей, она верна своему внутреннему чутью и своему нравственному выбору, совершенному уже давно.
К месту вспомнить высказывание Ф.М. Достоевского, которому в этом году исполняется 200 лет: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Думается, желание быть человеком является движущим стимулом и для Валентины Соловьевой. Свои размышления автор выносит на суд зрителя.
Т.Д. Шматенок, искусствовед.