Виртуальная выставка «Любовь и муза», посвященная Всемирному дню поэзии, который отмечается 21 марта

14.03.2022

 

  

 

«Вдоль бездны путь…»   

Среди современных поэтов именно Белла Ахмадулина стала хранительницей русской культуры, русского языка. Берегла язык, как священный сосуд.  Белла (Изабелла) Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Адреса ее детства: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Потом война. Эвакуация в Уфу. Еще в детстве проявилась у Беллы страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Родители надеялись, что она станет филологом, журналисткой, но уж никак не поэтессой. Но она поступила в Литературный институт.

В 1962 году вышел ее первый поэтический сборник «Струна», потом увидят свет «Озноб», «Уроки музыки», «Сны о Грузии», «Тайны» и другие. Поэзия стала ее призванием, ее сутью. Начало 60-х… Это время вспоминается, как бесконечный апрель. Весна, стихи, полные залы молодежи… И – ОНА…Как была хороша с рыжей челкой, звонким, ломким голосом. К Белле не липли окололитературные сплетни, легенды, сочиненные истеричными поклонницами. Она была над всей этой суетой. Парила высоко. Главным для нее всегда оставалось творчество.

Друзья… Это особый сюжет ее жизни. Евтушенко восхищался ею. Ее отчислили из Литинститута за подпись на коллективном письме в защиту Бориса Пастернака. Очередная опала за участие в сборнике «Метрополь». Ее нещадно критиковали, а она, несмотря на это, написала письмо в поддержку академика Сахарова. Верность дружбе будет испытана еще не раз: письма в защиту Льва Копелова и Георгия Вадимова, дружба с преследуемым Владимиром Войновичем. Друзья отвечали ей взаимностью.

Личная жизнь является объектом самого пристального внимания. И первое слово – дочери. Две дочери. Одна из них – приемная.  Белла не любила говорить об этом. Не терпела фамильярности. Была предельна сдержанна и отношения с бывшими мужьями старалась перевести в «раздел» дружества. Отношения с Евгением Евтушенко называла дружбой, поддерживая его в трудный для поэта момент. В литературу они – Ахмадулина и Евтушенко – вошли вместе. Навсегда. Значительно сложнее с Юрием Нагибиным. Дневники Юрия Марковича… Он их подготовил незадолго до смерти. Белла узнаваема в них под псевдонимом Гелла.

Мессерер, сам творец, художник растворился в любимой женщине, стал «служителем» Музы, окружив ее любовью. И Белла приняла: «Мне нравилась эта новая роль – жена художника». Этот брак – не идиллия. Не случайно Мессерер называл его тридцатилетней войной. Два больших таланта вместе! Возможно, облегчало ситуацию, что они из разных творческих цехов, меньше повода для соперничества. По прошествии лет Мессерер стал хранителем ее творчества, издал собрание ее стихов.


 

Ссылка на стихи: https://www.culture.ru/literature/poems/author-bella-akhmadulina/tag-o-lyubvi

 

 

«Какая нам разлука предстоит…»

 В 1936 году  Осип Мандельштам писал из ссылки Борису Пастернаку: «Тем, что моя «вторая жизнь» еще длится, я всецело обязан единственному и неоценимому другу – моей жене». Встреча с Надеждой Хазиной – это не поиск музы, это Судьба. Надежда Яковлевна стала его опорой. Уверенность в завтрашнем дне. Несущая конструкция его судьбы. Надя тех лет «молчаливая, тихонькая, ничего не говорила, покорная. Дальнейшая жизнь сделает ее и твердой, и даже жесткой. Тогда она старалась вписаться в его жизнь, в его окружение. Что она могла сказать? Что она знала о нем и его друзьях? Несколько месяцев в Киеве, кафе «Хлам», его стихи, краткие встречи.  Вот с этим «багажом» она появилась в промозглом Петрограде. Позднее признавалась, что «пришла к Мандельштаму легкомысленной девчонкой, дикаркой и разрушительницей, желающей продолжения праздника». Мандельштам ее отрезвил: « А кто тебе сказал, что ты должна быть счастливой?». Он заставлял ее записывать стихи, учить наизусть. Гениальный провидец своей и ее судьбы, он формировал ее, готовил к подвигу жизни.

В феврале 1922 года Надя Хазина стала Надеждой Мандельштам. Через какое то время они переехали в Москву. Надежда неожиданно оказалась умелой и хлебосольной хозяйкой.

Сообщение о женитьбе вызвало у друзей шок. У всех на слуху его роман с Ольгой Арбениной. Но разве единственной была эта влюбленность? Ведь он – Поэт. Ему нужна Муза, «Соавторша» его стихов. Шутливо перебирая донжуанский список Мандельштама, Ахматова упоминает красавицу-художницу Анну Зельманову -Чудовскую, которая в 1913 году написала портрет Осипа.

В 1915 году у него завязался роман с Мариной Цветаевой. Скорее это был восторг перед ее талантом, поиски своего лирического стиля. Лучшим образцом лирической поэзии Мандельштама станут стихи, обращенные к грузинской княгине Саломее  Андрониковой, одной из самых известных петербургских красавиц той эпохи. Саломея Николаевна считала разговоры о любви поэта к себе «сильным преувеличением», а стихотворение «Соломинка», «всего лишь «божественная музыка». «Божественная музыка», звучавшая в его душе, требовала выхода, трепетное сердце поэта искало «волшебный образ» и он явился – Ольга Арбенина, Ольга Николаевна Гильдебрандт. В январе 1925 года у Мандельштама «случился» краткий, но бурный роман с актрисой Ольгой Ваксель. Его жена, Надежда Хазина, заболевает туберкулезом, ему приходится много работать. А печатали его все меньше. В это полунищенское время он вновь влюблен в начинающую поэтессу Марию Петровых. Ей он посвятил «лучшее любовное стихотворение 20 века».

 

29 мая 1934 года Осипа Мандельштама отправили в трехлетнюю ссылку в городок Чердынь Пермской области, где у него ухудшилось здоровье. Благодаря прошению жены, правительство поменяло место ссылки на Воронеж. По окончанию ссылки они перебрались в поселок Савелово на берегу Волги, в Москве жить было запрещено. Жить было не на что, помогали друзья. Здесь Мандельштам пережил свое последнее увлечение – Лиля Попова. Она была художником, театральным режиссером и последним глотком «свежего воздуха» для Мандельштама. 2 мая 1938 года Мандельштама арестовали и он был отправлен в лагерь на шесть лет по решению Особого совещания, где он скончался 27 декабря 1938 года.

 

 

Ссылка на стихи: https://www.culture.ru/literature/poems/author-osip-mandelshtam/tag-o-lyubvi                                                                                                                                                                            

 

          

Переплетение судеб

 

ОН – Владислав Ходасевич – поэт Серебряного века. ОНА  – Нина Берберова – прозаик, критик, эссеист, «последняя из тех, кто хранит дыхание Ходасевича». Нина Николаевна Берберова родилась 8 августа 1901 года в Санкт-Петербурге. Ее отец из старинного армянского рода, а мать – из тверских помещиков. Два древних рода соединились в ней. Армянская кровь передала ей умение адаптироваться в новой обстановке, питала ее житейскую выносливость. Но она не знала армянского языка. Русский стал ее родным. Русская литература стала смыслом ее жизни, через поэзию она вошла  в мир русской словесности.

Как вспоминают современники, в молодости Берберова была человеком неординарным, умела привлечь к себе внимание. В ней счастливо сочетались красота, очарование и женственность. Ей многие посвящали стихи. Красота, бьющая через край энергия – и все это в сочетании с умом и талантом делали ее неотразимой. Тесная дружба связывала ее с поэтом Давидом Кнутом. Его стихи – дневник этих отношений:  «Два глаза – два окна», «Прочь с дикой жизнью своей», «Ты вновь со мной и не было разлуки»… Но «дикая жизнь» ее была связана с другим. И этот другой – Владислав Ходасевич. Ему  подарила она свой «ослепительный свет».

Владислав Ходасевич – уже признанный поэт, мэтр. У него «чистый пушкинский слог и тютчевское, космическое восприятие мира». Он нервен, он издерган. Его душа изранена ощущением несправедливости мира  сознанием невозможности его исправить. События 1917 – 18 годов обрушили все мечты, все надежды и ожидания. Приходилось писать и переводить, чтобы добыть средства к существованию.

На это накладывались и непростые отношения с женой. Экстравагантная красавица Марина Рындина – первая модница Москвы 1905 года. Их венчание состоялось 24 апреля 1905 года. Об эксцентричности Марины слагались легенды. Ей все прощалось. Она любила рано утром в одной ночной сорочке с жемчужной ниткой мчаться на лошади по полям. Была прекрасной наездницей. Также стремительно она пронеслась и по жизни Ходасевича.

Вторая жена, Анна Чулкова, была полной противоположностью «прекрасной наездницы». Тихая, задумчивая, покорная, она была красива, но в ней не было огня. Ему 35 лет. Неустроенность, нездоровье. В декабре 1920 года он с семьей переезжает из Москвы в Петроград. Здесь он ожил, вновь начал писать. Душа требовала обновления, весны, новой жизни. Не случайно он подарит Берберовой книгу стихов со словами: «Нине. Владислав. 1922. Начало весны». Он увидел ее в 1921 году в знаменитом петроградском Доме искусств.  А все началось со встречи Нового 1922 –го. Нине 20 лет. Она красива, талантлива, самостоятельна, независима. Она – сама весна. Она хочет любви, не боится ее, она изначально чувственна. Ходасевич пошел навстречу новому чувству, вернее – рванулся. Разрыв с женой был мучителен. Анна Ивановна чуткая и нежная, почувствовала трагическую развязку, но Ходасевич молчал. Он скрывает свое намерение уехать из России… с Берберовой. Душа болит.

Берберова и Ходасевич за границей: Германия, Италия, Чехословакия. В 1925 –м  «осели» в Париже. Вначале все было хорошо: жили два друга, попавшие в беду. А Любовь?! Была. Была любовь. И восхищение. И преклонение. Жизнь в эмиграции – трудная жизнь. Малоприспособленный к жизни Ходасевич был в ужасном состоянии, часто находился на грани суицида. Они прожили вместе десять лет. А потом «что-то медленно, едва заметно, начало портиться, изнашиваться, сквозить». Она обращена в будущее. Он любит ее молодость, но не хочет перемен. Он боится мира, который так любит она. Для нее жизнь не могла стать ожиданием чего-то. Она считала, что «делать себя есть необходимое состояние человека». Ходасевич был совершенно лишен этого чувства.

Она ушла к себе, в свою собственную жизнь. Ощущения счастья не было, но было ощущение свободы. И спокойствия, когда Ходасевич объявил, что женится на Ольге Марголиной. «Я бегаю по комнате, пряча от него свое счастливое лицо: он не будет больше один, он спасен! И я спасена тоже». С Ольгой Марголиной он прожил шесть лет. В конце января 1939 года тяжело заболел. Умирал долго и мучительно. Нина Николаевна Берберова  была рядом.  Нина  Николаевна прожила долгую жизнь. Франция, Вторая мировая война, Америка…Она печатала рассказы, выступала как кинокритик, делала хронику светской жизни. Преподавала в Принстоне. Писала книги. Ее жизненный путь завершился в Филадельфии 26 сентября 1993 года. Ходасевич и Берберова. Их имена вновь воссоединились и переплелись, теперь уже навечно, в истории русской литературы.

Ссылки на стихи: https://www.culture.ru/literature/poems/author-vladislav-khodasevich/tag-o-lyubvi

http://russian-poetry.ru/PoetF.php?PoetId=347

 

«Дар поэта – ласкать и карябать…» 

Сергей Есенин появился в Петербурге в самый расцвет поэзии Серебряного века с ее утонченностью, метафизичностью, где-то vанерностью, уносящейся в «очарованную даль». В кругу дам c лорнетами и пахитосками, окутанных «духами и туманами», среди изысканных, изломанных мужчин возник мальчик с Васильковыми глазами и золотистыми кудрями, этакий «рязанский Лель».  Он складывал необычные стихи, в которых слышался «шелест берез, запах скошенного сена, звучал одинокий колокольчик». Вместе с Лелем в гостиные заглянула жизнь, которую не знали, которой боялись изнеженные «серебристы». Рязанского паренька встретили с любопытством.

Он прожил короткую, бесшабашную, драматическую жизнь. Он познал славу и хулу, он был раздираем страстями. А был ли счастлив? «О верю, верю, счастье есть!» - восклицал он. Когда мы говорим о русскости Есенина, то по большей части отмечаем поверхностный ее налет: березки, просинь неба, поля и луга. А ведь Есенин появился как символ России, распластавшейся между Западом и Востоком, Европой и Азией. Разрывалась душа Есенина между деревней и ее патриархальностью и народностью, и городом, ради которого «без возврата покинул родные поля».

Наиболее благоустроенной его жизнь была в 1924-1925 годах, когда вместе с сестрами он поселился у Галины Бениславской. Сюда приезжала его мать. Но покоя эта налаженность быта не принесла. Чудесный вид на Москва-реку, купола Новодевичьего монастыря успокаивали взгляд, но не душу. Это все-таки была чужая квартира, а он уже вступал в возраст, когда хочется иметь свой дом. И вот последняя попытка: женитьба на Софье Толстой. Впрочем, создать свой дом он мог и раньше. Самоотверженно его любившая Анна Изряднова знала, что он уйдет и отпустила.  В 1914 году Изряднова родила сына Георгия (Юрия) . 23-летний сын Есенина был уничтожен ГУЛАГом.

Сергею Есенину было 22, когда он встретил Зинаиду Райх.  Они познакомились весной 1917-го, а в июне, во время поездки к Белому морю, он ей сказал: «Хочу на вас жениться». Первое время был счастлив. Но слишком молод был, слишком много соблазнов окружало его. Слишком напористы оказались друзья и подруги. Их не устраивал одомашненный поэт. Родились дети – Татьяна и Константин. А он не был готов стать отцом и мужем. Улица звала его. Она заглушила в нем все другие порывы. Райх ничего не оставалось, как начать новую жизнь, которая принесла ей встречу с Мейерхольдом, новую любовь, счастье…

 

От брака с Есениным у Зинаиды Райх осталось двое детей

Надежда Давидовна Вольпин – замечательный переводчик, писательница, мемуаристка.. Она познакомилась с Есениным в 1919-м году в Москве. Это не было чудным мгновением. Есенин – уже известный поэт, Надя скромный библиотекарь, который пишет стихи. Отношения были мучительны. Наверное, боялся, только что расстался с Зинаидой Райх. Очевидно, думал, что хватит с него «глупого счастья с белыми окнами в сад». Судьба распорядилась по-своему: не захотел «глупого счастья», получил Айседору Дункан. Он бежал от большой страсти, инстинктивно чувствуя, что женщина может его увести от главного в жизни – поэзии.

                                                                        Айседора Дункан  и Сергей Есенин

 

Давайте, читая его стихи, попробуем понять его горькую судьбу. Без суеты.

 

Ссылка на стихи: https://www.culture.ru/literature/poems/author-sergei-esenin/tag-o-lyubvi