«Вдоль бездны путь…»
Среди современных поэтов именно Белла Ахмадулина стала хранительницей русской культуры, русского языка. Берегла язык, как священный сосуд. Белла (Изабелла) Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Адреса ее детства: Маросейка, Покровка, Чистые пруды. Потом война. Эвакуация в Уфу. Еще в детстве проявилась у Беллы страсть к сочинительству: в школе, во дворце пионеров, в литературных студиях и кружках. Родители надеялись, что она станет филологом, журналисткой, но уж никак не поэтессой. Но она поступила в Литературный институт.
В 1962 году вышел ее первый поэтический сборник «Струна», потом увидят свет «Озноб», «Уроки музыки», «Сны о Грузии», «Тайны» и другие. Поэзия стала ее призванием, ее сутью. Начало 60-х… Это время вспоминается, как бесконечный апрель. Весна, стихи, полные залы молодежи… И – ОНА…Как была хороша с рыжей челкой, звонким, ломким голосом. К Белле не липли окололитературные сплетни, легенды, сочиненные истеричными поклонницами. Она была над всей этой суетой. Парила высоко. Главным для нее всегда оставалось творчество.
Друзья… Это особый сюжет ее жизни. Евтушенко восхищался ею. Ее отчислили из Литинститута за подпись на коллективном письме в защиту Бориса Пастернака. Очередная опала за участие в сборнике «Метрополь». Ее нещадно критиковали, а она, несмотря на это, написала письмо в поддержку академика Сахарова. Верность дружбе будет испытана еще не раз: письма в защиту Льва Копелова и Георгия Вадимова, дружба с преследуемым Владимиром Войновичем. Друзья отвечали ей взаимностью.
Личная жизнь является объектом самого пристального внимания. И первое слово – дочери. Две дочери. Одна из них – приемная. Белла не любила говорить об этом. Не терпела фамильярности. Была предельна сдержанна и отношения с бывшими мужьями старалась перевести в «раздел» дружества. Отношения с Евгением Евтушенко называла дружбой, поддерживая его в трудный для поэта момент. В литературу они – Ахмадулина и Евтушенко – вошли вместе. Навсегда. Значительно сложнее с Юрием Нагибиным. Дневники Юрия Марковича… Он их подготовил незадолго до смерти. Белла узнаваема в них под псевдонимом Гелла.
Мессерер, сам творец, художник растворился в любимой женщине, стал «служителем» Музы, окружив ее любовью. И Белла приняла: «Мне нравилась эта новая роль – жена художника». Этот брак – не идиллия. Не случайно Мессерер называл его тридцатилетней войной. Два больших таланта вместе! Возможно, облегчало ситуацию, что они из разных творческих цехов, меньше повода для соперничества. По прошествии лет Мессерер стал хранителем ее творчества, издал собрание ее стихов.
Ссылка на стихи: https://www.culture.ru/literature/poems/author-bella-akhmadulina/tag-o-lyubvi
«Какая нам разлука предстоит…»
В 1936 году Осип Мандельштам писал из ссылки Борису Пастернаку: «Тем, что моя «вторая жизнь» еще длится, я всецело обязан единственному и неоценимому другу – моей жене». Встреча с Надеждой Хазиной – это не поиск музы, это Судьба. Надежда Яковлевна стала его опорой. Уверенность в завтрашнем дне. Несущая конструкция его судьбы. Надя тех лет «молчаливая, тихонькая, ничего не говорила, покорная. Дальнейшая жизнь сделает ее и твердой, и даже жесткой. Тогда она старалась вписаться в его жизнь, в его окружение. Что она могла сказать? Что она знала о нем и его друзьях? Несколько месяцев в Киеве, кафе «Хлам», его стихи, краткие встречи. Вот с этим «багажом» она появилась в промозглом Петрограде. Позднее признавалась, что «пришла к Мандельштаму легкомысленной девчонкой, дикаркой и разрушительницей, желающей продолжения праздника». Мандельштам ее отрезвил: « А кто тебе сказал, что ты должна быть счастливой?». Он заставлял ее записывать стихи, учить наизусть. Гениальный провидец своей и ее судьбы, он формировал ее, готовил к подвигу жизни.
В феврале 1922 года Надя Хазина стала Надеждой Мандельштам. Через какое то время они переехали в Москву. Надежда неожиданно оказалась умелой и хлебосольной хозяйкой.
Сообщение о женитьбе вызвало у друзей шок. У всех на слуху его роман с Ольгой Арбениной. Но разве единственной была эта влюбленность? Ведь он – Поэт. Ему нужна Муза, «Соавторша» его стихов. Шутливо перебирая донжуанский список Мандельштама, Ахматова упоминает красавицу-художницу Анну Зельманову -Чудовскую, которая в 1913 году написала портрет Осипа.
В 1915 году у него завязался роман с Мариной Цветаевой. Скорее это был восторг перед ее талантом, поиски своего лирического стиля. Лучшим образцом лирической поэзии Мандельштама станут стихи, обращенные к грузинской княгине Саломее Андрониковой, одной из самых известных петербургских красавиц той эпохи. Саломея Николаевна считала разговоры о любви поэта к себе «сильным преувеличением», а стихотворение «Соломинка», «всего лишь «божественная музыка». «Божественная музыка», звучавшая в его душе, требовала выхода, трепетное сердце поэта искало «волшебный образ» и он явился – Ольга Арбенина, Ольга Николаевна Гильдебрандт. В январе 1925 года у Мандельштама «случился» краткий, но бурный роман с актрисой Ольгой Ваксель. Его жена, Надежда Хазина, заболевает туберкулезом, ему приходится много работать. А печатали его все меньше. В это полунищенское время он вновь влюблен в начинающую поэтессу Марию Петровых. Ей он посвятил «лучшее любовное стихотворение 20 века».
29 мая 1934 года Осипа Мандельштама отправили в трехлетнюю ссылку в городок Чердынь Пермской области, где у него ухудшилось здоровье. Благодаря прошению жены, правительство поменяло место ссылки на Воронеж. По окончанию ссылки они перебрались в поселок Савелово на берегу Волги, в Москве жить было запрещено. Жить было не на что, помогали друзья. Здесь Мандельштам пережил свое последнее увлечение – Лиля Попова. Она была художником, театральным режиссером и последним глотком «свежего воздуха» для Мандельштама. 2 мая 1938 года Мандельштама арестовали и он был отправлен в лагерь на шесть лет по решению Особого совещания, где он скончался 27 декабря 1938 года.