Виртуальная выставка «Балет Щелкунчик как символ новогоднего настроения» : к 130-летию балета «Щелкунчик»

20.12.2022

 


Каждый год зимой перед наступлением праздника тысячи людей создают себе новогоднее настроение. Как  же они это делают? Они посещают любимый балет «Щелкунчик», который весь пропитан новогодним настроением и волшебством. Он словно вкуснейший слоеный торт,  который с каждым слоем восхищает все больше. Так и балет с каждым новым действием расцветает все ярче и удивляет все больше. Сложно сказать, что в этом балете прекрасней всего- игра актеров, их танец или неповторимая музыка  П. И. Чайковского? Определенно можно сказать одно -  все вместе это вызывает неутихающий восторг у аудитории и согревает радостью души людей холодной зимой.

Сейчас «Щелкунчик» ассоциируется у нас с яркими красками праздника, нарядными костюмами, духом Рождества и прекрасным творчеством П. И. Чайковского, но нам даже сложно представить что этот балет  мог получать «разгромные» рецензии в которых его называют посредственным.

Есть множество интересных фактов о «Щелкунчике», которые удивляют и  о которых многие даже не догадывались.

Впервые «Щелкунчик» был поставлен на сцене Мариинского театра 6 декабря 1892 года вместе с «Иолантой». Причем опера  «Иоланта» была встречена восторженно в отличии от балета. Его называли «скучноватым», «безвкусным» это относилось как к самой постановке так и к музыке Петра Ильича. «Опера и балет имели вчера большой успех... Постановка того и другого великолепна, а в балете даже слишком великолепна – глаза устают от этой роскоши», – писал Чайковский брату Анатолию.

По-настоящему новаторство «Щелкунчика» было оценено лишь в начале 20 века в свете развития хореографического искусства. Именно с того времени «Щелкунчик» прочно утверждается в репертуаре отечественных музыкальных театров. Балет «Щелкунчик» отличается от всех произведений Чайковского тем, что в балете впервые прозвучала челеста – музыкальный инструмент, привезенный из Парижа по просьбе композитора.

Изначально «Щелкунчик» планировался как балет-феерия. Сюжет книги как раз располагал к этому.  "Конфетный" город Гофмана становится сценой,  на которой танцуют шоколад, кофе, чай и превращаются в сказочных героев карамель, нуга, мятные лепешки, фисташки и миндальное печенье. Герои, наряженные в костюмы сладостей выглядели во истину феерично.

Мариус Петипа перед постановкой балета читал А. Дюма «История Щелкунчика», Чайковский же работая над балетом читал самого Гофмана.

Лев Иванов был вторым балетмейстером, который поставил «Щелкунчика». Его балет прославился полу-успехом и полу- провалом одновременно. Однако «снежинки» Льва Иванова были незабываемы. Все балетоманы спешили в театр чтобы взглянуть на вальс снежных хлопьев и посмотреть на метель с высоты.

Очень интересным фактом является еще и то, что ноябре 2021 года постановку балета сняли с просмотра в Берлине по причине «не толерантности». Немцы восприняли чернение лица как «расовый грим».  Также оскорбительным они посчитали семенящую походку китайцев, которая считается стереотипом. Забавно, что оскорбились этим именно немцы, а китайцы продолжают спокойно танцевать «Щелкунчика».

 Почему же за «Щелкунчиком» плотно закрепилась слава именно «Новогоднего балета»?

Конечно же потому что в нем наряжают елку и дарят подарки, ночью начинают происходить чудеса и все вокруг становится сказочным. Премьеры балета происходят под Новый год и в Рождество.

Несмотря на множество противоречивых фактов о «Щелкунчике» он всегда прочно и неразрывно связан с книжной версией себя. Превращение Щелкунчика, мотив добра и зла, любовь побеждающая все препятствия на своем пути - не это ли мотив сказки, которая прочно вошла в нашу жизнь и осела в сердцах?

Критик Борис Асафьев вспоминал о «Щелкунчике», как о симфонии детства и чистоты надежд и стремлений: «Щелкунчик»— совершеннейшее художественное явление: симфония о детстве. Нет, вернее о том, когда детство — на переломе. Когда уже волнуют надежды еще неведомой юности... Когда сны влекут мысли и чувства вперед, а неосознанное — в жизнь только предчувствуемую. Словно раздвигаются стены детской комнаты и мысль-мечта героини и героя вырываются на свежий простор — в лес, природу, навстречу ветрам, вьюге, дальше к звездам и в розовое море надежд».