В конце ноября студенты филологического факультета приняли участие в целевом показе литературно-драматического спектакля выпускников Института Культуры «Белый пароход». В рамках курса «Арт-критика» филологи осваивают навыки рецензирования театральных постановок. Выпускникам же курса актерского мастерства важно показать свою работу своим сверстникам, чтобы понять, как их прочтение текста воспринимается зрителями.
Так студенты филологического факультета 5 и 2 курса под руководством преподавателей Ф. А. Катаева и Ю. Ю. Даниленко посетили спектакль «Белый пароход» по повести Ч. Айтматова. Спектакль поставлен Народным Артистом России, профессором М.Ю. Скомороховым, режиссёр и педагог по сценической речи, доцент кафедры режиссуры и мастерства актёра ПГИК С. С. Коршева.
После спектакля состоялось обсуждение спектакля с актерами и режиссером спектакля. Актеры отметили, что им очень важно было услышать мнение зрителей, тем более, разбирающихся в литературе.
Публикуем избранные рецензии на спектакль от студентов-филологов ПГГПУ.
Вершинина Алиса, 251 группа
Театральная рецензия
«Белый пароход»
Литературно-драматический спектакль в одном действии
Инсценировка Ильи Губина
Постановка руководителя курса Михаила Скоморохов
Режиссер и педагог по речи - Светлана Коршева
Музыкальное оформление Андрея Попова
В 1970 году Чингиз Айтматов написал одну из своих известнейших повестей «Белый пароход», которая позже, в 2013 году, была включена в список «100 книг для школьников», рекомендованный Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.
Первое сценическое воплощение повести состоялось в 1977 году в «Башкирском государственном театре кукол». Режиссер Владимир Штейн создал синтез театра кукол и театра драмы, позже его постановка представляла Российскую Федерацию на Международном фестивале театров кукол Азии в Ташкенте, где получила высшую награду как у жюри, так и у зрителей. Спектакли по повести ставятся и сейчас: например, в 2021 в «Белгородском театре кукол» (режиссер Владимир Гусаров) и в 2022 в «Атнинском татарском драматическом театр им. Г. Тукая» (режиссером Илсур Казакбаев). Текст Айтматова, тяготеющий к притче, сохраняет актуальное звучание несмотря на то, что написан более полвека назад.
Недавно мне удалось побывать на литературно-драматическом спектакле в одном действии «Белый пароход» в Пермском Государственном институте культуры. Впервые попадаю на спектакль, где исполнители - студенты. Я окунулась в мир единства режиссерского замысла и захватывающей атмосферы спектакля. Находясь в зале, я чувствовала себя действующим лицом.
Действие спектакля разворачивается на лесном кордоне у озера Иссык-Куль, где живет семилетний мальчик-сирота. Он никогда не чувствовал тепло и заботу родителей, но рядом всегда находился дед Момун. Это единственный человек, которому он не безразличен, потому что остальные члены семейства - бабка, тетка Бекей, ее муж Орозкул, главный человек на кордоне, — никак не проявляют заботу к ребенку. Мальчик одинок, он живет в мире фантазий, сказок и небылиц. Все вокруг предметы - портфель, камни, бинокль - одушевлены, а сам он - рыба с человеческой головой: «Думаешь, я рыбой не сделался бы? Вот посмотришь. Поплыву к белому пароходу...». И в этих двух противоположных мирах - сказочном реальном происходят действия спектакля.
Чингиз Айтматов в своем произведении уделяет много внимания национальным традициям, бытовой жизни киргизского народа, встраивая ее в универсальный сюжет о любви и ненависти, зле и добре, человечности и жестокости. Режиссеру спектакля удалось сохранить это и передать зрителям.
Что касается самой постановки, то сделана она достаточно сдержанно и логически выверено. Очень грамотный и интересный подход режиссёра Светланы Коршевой к реквизиту и общему виду сцены - серый задник, табуреты и ничего более, всё лаконично, и в то же время всеохватывающе, весьма аутентично. Стоит отметить и пластичность сценического пространства: локации менялись только за счет табуреток, выполняющих роль «кирпичиков» для той или иной мизансцены. Двор у дома, дорога мальчика в школу, река, изба тетки Бекей и Орозкула, костер — все это режиссер показал только лишь передвигая и строя из табуретов замысловатые объекты и лабиринты. Они же создают шумовую историю спектакля: актеры передвигали их в разном ритме, подчеркивая эмоциональный запал той или иной сцены.
Но не стоит пропускать и цветовое решение картины в целом. Мальчик, дед Момун, тетка Бекей, бабка, Гульджамал были облечены в темные цвета - серый, черный, болотный. На их фоне начальник кордона властолюбивый, жестокий - Орозкул одет в костюм цвета запёкшейся крови, что делает его особенным. Далее примечательна сцена с разделыванием туши Рогатой матери-оленихи и последующим торжественным застольем. Длинное красное полотно, напоминающее кровь, играло роль скатерти и одновременно мяса. После пиршества, в финале, тетка Бекей и Орозкул выносят их долгожданных детей, завёрнутых в красную ткань. «Кровавые дети» — это подводка к финальному событию спектакля, смысловому многоточию, трактовку которому зритель должен подобрать сам.
В разговоре, состоявшемся после спектакля, ребята-актеры сказали, что они не выбирали роли — их назначили. Но абсолютно каждый подошел и вжился в роль настолько, что иначе этого героя уже просто не сможешь представить. Особенно показательна сцена болезни мальчика. Каждый актер проявил свое мастерство передав зрителю внутреннее состояние ребенка посредством движений и голоса.
Главной похвалы, конечно, заслуживает исполнитель роли мальчика, Алексей Желваков. Самый главный персонаж книги и самая сложная и глубокая роль в спектакле, с которой Алексей справился отлично! Не ожидала такой искренней передачи образа семилетнего мальчика от взрослого актера. Также запомнился и Александр Кузьмин в роли деда Момуна. Стопроцентное попадание в книжный образ и потрясающая игра! Как и игра Артема Шампорова, исполняющего в спектакле роль егеря Орозкула. Его персонаж вызывает неоднозначные эмоции, с одной стороны злость, а с другой восторг от актерского мастерства. Мне понравилась игра всех актёров - никто не выбивался из общей картины, все смотрелось очень органично и заразительно на сцене.
Как повесть «Белый пароход», так и спектакль очень трагичны. Светлые идеалы семилетнего мальчика исчезают как дым, дед Момун покорился власти и предал своего внука в надежде на то, что необходимым злом можно принести добро. Равнодушие остальных обитателей кордона обернулось смертью ребенка. В конце спектакля чувствуется, что режиссер Светлана Коршева поставила многоточие, поскольку поднятые вопросы не имеют ответа, в частности вопрос Момуна «Почему такими бывают люди?». Прекрасный спектакль и прекрасная актерская работа! Спасибо студентам ПГИК, что смогли погрузить в атмосферу и дать вместе с героями прочувствовать весь спектр эмоций!
Ноябрь 2022 года, г. Пермь
Лябгаева Е. С., гр. 251
Рецензия на театральную постановку произведения Ч. Айтматова «Белый пароход»
«Белый пароход»
Литературно-драматический спектакль в одном действии
Инсценировка Ильи Губина
Постановка руководителя курса Михаила Скоморохова
Режиссер и педагог по речи - Светлана Коршева
Музыкальное оформление Андрея Попова
Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая
Произведение Айтматова «Белый пароход» незнакомому с ним читателю может показаться совсем не тем, чем кажется. Уже само название заставляет воображать что-то связанное с водой, с пароходами и, возможно, с произведением «Парус» М. Ю. Лермонтова. Айтматов изображает маленькую (в три двора) деревню где-то в горах Киргизии, которая, к тому же, располагается рядом с рекой. Главным героем является мальчик, который живёт со своим дедом и бабкой – типичная для сказки картина. Про сказку, впрочем, Айтматов говорит уже в первых строках произведения: «У него были две сказки. Одна своя, о которой никто не знал. Другая та, которую рассказывал дед. Потом не осталось ни одной». И сразу же писатель практически не оставляет пространства для интерпретаций: «Об этом речь». Под сказками в произведении подразумевается мечта мальчика о белом пароходе, на котором непременно находится его отец, и, собственно, сказка о Рогатой матери-оленихе, которую мальчику рассказал его дед Момун. Простая история с печальным финалом, с переплетением элементов фольклора и неприятных фактов реальной жизни.
«Белый пароход» - не самое популярное произведение у театральных деятелей, его ставят обычно в театрах кукол, поэтому постановка с живыми актёрами не может не заинтересовать.
Спектакль «Белый пароход» (постановщик М. Скоморохов, режиссёр С. Коршева) ПГИКа привлекает, как самим выбором материала, так и интересным его решением.
Первое, что видит зритель перед собой – это практически пустая сцена. Одной из немногих декораций служат табуретки. Табуретки здесь — полноценный инструмент повествования. Если нужно показать перемещение мальчика по миру произведения, то актёры выстраивают табуретки в виде тропинки, по которой идёт мальчик. По ходу спектакля табуретки становятся не только тропинкой, но и столом, скамьёй. Но их роль, как и роль серого полотна-фона на этом не ограничивается.
Цвета в спектакле играют большую роль и часто несут в себе скрытый подтекст. Наиболее показательным моментом спектакля является сцена застолья и предшествующая ей сцена разделывания туши Рогатой матери-оленихи. Длинное красное полотно, играющее роль больших кусков мяса, напоминало и настольную скатерть, и само мясо. Зритель смотрит на это действие глазами мальчика, которого одолевает страх и категорическое неприятие происходящего. Все актёры сидят за столом в середине сцены, а сам мальчик располагается ближе к зрителям и спиной к столу и кровавому пиру. И где-то сзади, сливаясь с серым полотном-фоном, находится дед Момун. Он едва заметен за спинами пирующих, он практически стал частью фона.
Сцены с появлением белого парохода или маралов перекликаются со строками самого Айтматова, потому что в центре внимания в эти моменты оказывается или мальчик, или дед Момун. Мальчик, глядя куда-то за пределы зрительного зала, в сопровождении сказочной музыки, обнаруживает белый пароход. И с трепетом и радостью он сообщает о белом пароходе точно так же, как о появлении маралов сообщает его дед. «У него были две сказки». И образы маралов и парохода остаются у зрителя в голове, сопровождаемые лишь чарующей музыкой, которая совершенно нехарактерна для того мира, в котором живёт мальчик.
Наиболее яркими, на мой взгляд, получились мальчик и Орозкул. Последний внушал зрителю страх не только своими репликами, но и интонацией, резкими движениями (момент избиения Бекей Орозкулом), и в целом появлялось гнетущее чувство, когда Орозкул оказывался на сцене. Мальчик показан очень активным, наивным и по-детски радостным. По тропинкам он идёт широким шагом, новый портфель держит как сокровище, с широкой улыбкой. Его движения резкие, но совсем не такие, как у Орозкула. Руки мальчика исследуют мир, в то время как руки Орозкула держат оружие или бьют близких людей.
После финальной сцены все актёры выходят на сцену и Орозкул держит в своих руках два свёртка, обёрнутых в куски красного полотна, появлявшегося раннее в сцене пира. Здесь открывается пространство для трактовок. Дети «обёрнуты» в мясо, что означает, что они «мясные» и в какой-то мере проклятые – они обречены жить в жестоком и бездуховном мире. Или эти дети – последний дар Рогатой матери-оленихи, знак милосердия богов. Рогатая мать-олениха любит своих детей несмотря на их жестокость, и её милость человечеству совершенно непостижима.
Постановка произведения про «две сказки» добавила множество новых смыслов и поводов для размышлений. Зрителю открывается многогранность «Белого парохода» - оно и об обществе, и о богах, и о традициях, и о жестокости, и о сказках, и о тяжёлом детстве. Психоделические элементы и звуковое сопровождение погружают зрителя в мир героев, как внешний, так и внутренний. Несмотря на ограниченное количество декораций, спектакль украшали интересные звуковые и визуальные находки, которые дополняли повествование.
Может показаться, что спектакль «Белый пароход» скорее не про сказки, а про общество и отношения между людьми, и здесь вспоминается фильм «Дурак» Юрия Быкова, который повествовал об отце, который воспитывал сына-человека будущего, эмпатичного и помогающего людям. И он, как мальчик, столкнулся с жестокостью реального мира, и сказка о будущем, о хорошем человеке, погибла, как погибла и сказка мальчика о надежде, о белом пароходе, на котором, как думал мальчик, был его отец. Ведь сам белый пароход – это несбыточная мечта о будущим, которого никогда не будет у мальчика, ведь он застрял в жестоком, «мясном» мире, который не верит в сказку и прежних киргизских богов, до сих пор населяющих леса. Безбожный, страшный мир погубил героя, который не смог смириться с реальностью, который был изначально от неё оторван. Быть может, мальчик – это человек будущего, как и главный герой «Дурака», верящий в то, что люди на самом деле гораздо лучше, чем они кажутся. Или мальчик – человек прошлого, как и его дед Мамун, застрявший в дремучем мире киргизского фольклора и волшебных сказок, в древних верованиях, которым нет места в настоящем мире. Мальчик «прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая… А молнии высекаются небом. А небо вечное. И в этом моё утешение».
Ноябрь 2022 года, г. Пермь
Петрова Елизавета, 251 группа
Театральная рецензия
Новая постановка “Белого парохода” прошла в Перми 23 ноября. Она поставлена по инсценировке Ильи Губина, режиссер — Светлана Коршева, постановщик – руководитель курса Михаил Скоморохов.
В повести Ч. Айтматова действие происходит в небольшой Киргизской деревне, которая находится в заповедном кордоне. Она окружена лесами, горами, наполнена фольклорными сказаниями. Но в последние верят только дед Момун и его внук — семилетний мальчик. Это и приведет к конфликту в семье и в деревне.
Первоисточником служит повесть Чингиза Айтматова “Белый пароход”. По повести было осуществлено несколько постановок, но серьезным спросом у режиссеров она не пользуется. Ее поставили в 2020 году в Туркменистане в Национальном драматическом театр им. Алп Арслана. В Московском кукольном театре режиссер, поставивший спектакль по этой повести, исследует человечность и пытается ответить на вопрос деда Момуна «Почему такими бывают люди?». В Перми спектакль поставлен впервые театром ПГИКа и его студентами IV курса, будущими актёрами. Конечно, и выбор актеров на роли и сцена продиктованы нуждами и возможностями института, но от этого спектакль еще больше интригует. Как же актеры перевоплотятся в старуху, деда и семилетнего мальчика? Получилось ли у них понять своих героев и показать зрителю непростой характер и сложную жизнь каждого?
Первое на что обратит внимание зритель — это минималистичная сцена и камерность помещения. Сцена оформлена просто — серый фон стен, табуреты и свет. В первой мизансцене табуреты составлены у стены посередине, но в процессе представления ими активно пользуются актеры в качестве сидения, стола, дороги (актеры составили табуреты в круг и по ним бежал мальчик), иинструмента шумового оформления (актеры бьют по табуретам или ими об пол, чтобы показать свои чувства в данный момент). Смысловыми акцентами также являются в постановке и цвет одежды актеров, и атрибуты, характеризующие персонажей. Например, у Орозкула всегда при себе хлыст, которым он избивает жену. Она же, в свою очередь, носит с собой в торбе все необходимое, потому что ее в любой момент могут выгнать из дома. У мальчика всегда при себе бинокль и портфель – единственные его собеседники, которым он доверяет свои мечты, страхи, опасения и рассказывает сказки, услышанные от деда Момуна.
Сказки — это то, во что верят дед Момун и его семилетний внук. Это их и отличает от других героев, которые понимают и верят только в материальное, понятное, обыденное и то, что их может прокормить. Эти два мира — фантастический и реальный, существуют рядом до тех пор, пока Орозкул не разрушит надежды и мечты деда Момуна, связанные с рогатой матерью-оленихой. Убийство дедом Момуном матери-оленихи рушат мир мальчика, и он решает уплыть отсюда, ведь он мальчик-рыба. И в спектакле, и в повести это самоубийство романтизируется. Мальчик верит в оставшуюся у него сказку и мечту одновременно. И он заходит в воду, улыбаясь.
В спектакле также поднимают тему свой - чужой. Прямо и явно чужим в своей семье бабка называет мальчика, потому что он сирота и никому не нужен, кроме деда Момуна. Но через подтекст зритель понимает, что эта тема касается каждого героя, каждый чувствует себя чужим, одиноким и непонятым. От этого Орозкул избивает жену, дед и бабка ругаются, а мальчик желает стать рыбой и уплыть к белому пароходу, где обязательного его встретит и узнает отец.
Актерам удалось создать несколько эмоционально сильных сцен. Когда Орозкул избивает хлыстом жену, хочется выбежать на сцену, защитить Бекей, отогнать Орозкула и оглушить его криком. А когда мальчик заходит в холодную воду Иссык-Куля, зритель вместе с ним и ощущает сводящий судорогой холод воды, песок и камни под ногами. Также хочется отметить интересное решение режиссера показать бред заболевшего мальчика. Актеры становятся вокруг мальчика, подхватывают его и направляют друг от друга. При этом произносят свои реплики нараспев, протягивая гласные.
Но поистине сильным является центральное событие в постановке. Это кровавое пиршество с поеданием мяса рогатой матери-оленихи. В этом торжестве принимают участие все жители деревни. Красная непрерывная вуаль, покрывающая головы и тела героев, указывает нам и на то, что это кровь и мясо убитого животного, и на сакральность всего происходящего. Именно это событие рушит волшебный мир деда Момуна и мальчика и порождает окровавленных бездушных и обреченных детей Орозкула и Бекей.
Финальный выход Орозкула и Бекей с долгожданными, но «кровавыми младенцами» на руках делает финал открытым, и каждый зритель трактует его по-своему. Но сказать можно одно, что как прежде, уже точно не будет.
Ноябрь 2022 года, г. Пермь
Шуневич София
Рецензия на спектакль «Белый пароход»
23 ноября в ПГИК был показан спектакль с участием студентов IV курса. Постановщиком является Михаил Скоморохов, режиссером Светлана Коршева. Спектакль поставлен на повести Чингиза Айтматова «Белый пароход», но текст в соответствии с традицией постмодернистского театра, выступает лишь поводом для режиссерской рефлексии.
«Белый пароход» посвящен отношениям людей внутри одной деревни. Пространство сцены всегда разделено табуретами — ключевым способом мизансценирования. Они по воле режиссера становятся то причудливыми камнями, то праздничным столом, то костром, то густым лесом, то скалистыми берегами Иссык-Куля. В этой Кыргызской деревне все равны. Голос всеведущего автора может зазвучать из уст любого персонажа, большинство мизансцен построено так, что каждое значительное для сюжета действие происходит на глазах у всей деревни. Изображения мира от его зарождения до смерти вскрывает внутреннее течение спектакля. И, как и положено миру, после его зарождения под медитативную музыку и описание красот долины Иссык-Куля, его ожидает распад, случившийся из-за грехопадения людей, а после апокалипсис.
Кыргызская деревня живет мирной и спокойной жизнью, но лишь на первый взгляд. Мальчик остается на попечении престарелых – деда и бабушки, причем для бабушки он не является кровным внуком. Дочь деда Момуна – Бекей, страдает от бесплодия, а ее муж Орозкул, мечтающий о детях и особенно сыне, срывает на ней всю накопившуюся за день злость. И ругань Момуна с женой, и одинокие приключения Мальчика, и избиения несчастной Бекей происходят с молчаливого согласия деревенских жителей.
Мальчик (Алексей Жевалков) талантливо сыграл детскую непосредственность и завороженность миром фантазии. Ходя босыми ногами по табуретам, он представлял каждый из них как знакомый камень: «Это «Седло», а это «Танк», славный камень, самый большой». Было трудно не заразиться азартом, который вызывала его игра воображения, тоже хотелось видеть высокие валуны на месте этих табуретов.
Кыргызский колорит в спектакль привнесло оригинальное музыкальное сопровождение. Глубокие и изящные звуки варгана – истинно кыргызского инструмента, заставляли почувствовать тяготение Мальчика и деда Момуна к своим корням, к сказочной, неведомой вселенной, где они являлись предками Матери-оленихи. Во время инсценировки мифа о маралах мужские голоса замолкают, его финал принадлежит только актрисам. Они подхватывают слова друг друга, и, едва не перебивая, толкают историю к финалу – мифическому грехопадению людей, которые покусились на жизнь священных маралов. Это грехопадение оказалось только началом перед окончательной смертью человеческого рода на пиршестве, Сейдахмат хвастается тем, что они застрелили настоящую Мать-олениху. Время, как и пространство, организованное одинаковыми табуретами, оказывается цикличным. Также примечательно, что спектакль кажется единым актом, единым действом– это не позволяет расфокусировать внимание зрителя.
«Белый пароход» - история о конце мира, о возможном покаянии. В главном событии показано, как у Орозкула и Бекей рождаются близнецы, и это явная параллель с близнецами из мифа о детях Матери-оленихи, которая научила своих оленят обращаться в людей. В таком случае мир ожидает повторение цикла рождение-смерть. Но, с другой стороны, потеряв единственного искренне чтущего заветы Матери-оленихи деда Момуна, Мальчика с его идеалами неизбежно ждала бы смерть в новом циничном обществе. Чем явилась гибель маралицы? Новым искуплением человеческого греха или смертью Бога. И смогут ли дети, дарованные Матерью-оленихой, вырасти такими же светлыми, как Мальчик? Однозначных ответов на этот вопрос спектакль не дает, чтобы заставить зрителя еще долго возвращаться к этому неразрешимому вопросу.
Ноябрь 2022 года, г. Пермь