(13.01.1935)
Родился 13 января 1935 г. в селе Каракулино Удмуртской АССР.
Окончил Пермский государственный педагогический институт (1954-1958) по специальности «Физическое воспитание, анатомия и физиология человека» с квалификацией «Преподаватель физвоспитания, анатомии и физиологии».
Обучался в аспирантуре на кафедре психологии ПГПИ (1961-1964). Защитил кандидатскую диссертацию на тему «Типологические различия во влиянии подвижных игр на некоторые качественные особенности двигательной деяиельности старших школьников» (Ленинградский государственный университет, 1965).
Защитил докторскую диссертацию на тему «Влияние психического стресса на деятельность в спорте и управление им в зависимости от особенностей личности» (НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР, 1981).
После защиты кандидатской диссертации преподавал на кафедре психологии Пермского педагогического института, заведовал кафедрой теоретических основ воспитания (1964-1978).
Кандидат психологических наук (1965), доцент (1967), доктор психологических наук (1982), профессор (1983).
В ПГИК работал с 1978 по 1985 гг.: доцент кафедры педагогики и психологии (1978-1981), заведующий кафедрой (1981-1985), на должности профессора с 1982 г.
Читал учебные дисциплины: «Общая психология», «Возрастная и педагогическая психология», вел спецкурс «Психология социальных групп и коллективов».
Область научных исследований – разработка и развитие теории интегральной индивидуальности, индивидуальных стилей деятельности и активности. Является одним из основателей отечественной дифференциальной спортивной психологии. Его теоретико-экспериментальные исследования в области психического стресса в спорте получили всеобщее признание. На период работы в ПГИК было опубликовано более 90 научных работ, в том числе монографии «Роль темперамента в спортивной деятельности» (Москва, 1978), «Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях» (Москва,1981; переведена на итальянский язык в 1984 г.).
Руководил коллективной кафедральной темой «Индивидуальный стиль деятельности культпросветработника и его формирование в условиях вуза». По инициативе Б.А. Вяткина была создана при кафедре научно-исследовательская экспериментальная лаборатория по психологии. За период работы в ПГИК им было подготовлено 4 кандидата наук, в том числе и преподаватели института: Л.Я. Дорфман (1980), Т.М. Хрусталева (1993), Р.П. Козлова (1994).
Б.А. Вяткин организовал межкафедральный теоретический семинар, руководил работой семинара молодых преподавателей. Являлся председателем Научно-методического совета Комитета по физкультуре и спорту при Пермском облисполкоме. Участвовал в пропаганде научных знаний среди населения города и области.
В 1985 г. вернулся в Пермский государственный педагогический университет, заведовал кафедрой психологии. Открыл и руководил отделением психологии (1993), которое было преобразовано в факультет психологии (1994), затем в Институт психологии (2003). Возглавляет Пермскую психологическую школу, основанную его учителем В.С. Мерлиным. Продолжает интегральное исследование индивидуальности человека и условий ее развития в современном обществе в различные возрастные периоды и в различных сферах деятельности. Опубликовал свыше 300 научных работ. Подготовил 7 докторов наук и 48 кандидатов наук.
С 2001 г. является членом-корреспондентом Российской академии образования (РАО) и Российской академии естествознания (РАЕ). Заслуженный деятель науки. Возглавляет Уральскую ассоциацию профессиональных психологов.