Уважаемые студенты и преподаватели!
Библиотека предлагает вам познакомиться с наиболее интересными статьями из последних номеров профессиональных журналов по музыке. Журналы имеются в читальном зале 1 корпуса.
Плетнёв, М. В. Для меня каждый концерт - важный [Текст] : [интервью с художественным руководителем и главным дирижером оркестра М. В. Плетнёвым] / беседу вела И. Шымчак // Музыкальная жизнь. - 2020. - № 9. - С. 8-11.
В этом сезоне отмечает 30-летие Российский национальный оркестр: несмотря на жесткую корректировку антивирусными ограничениями, 7 сентября в Москве успешно стартовал уже ставший традиционным и ожидаемым Большой фестиваль РНО – в этом году двенадцатый! Взять интервью у художественного руководителя и главного дирижера оркестра Михаила Плетнёва непросто – артист избегает публичности, однако согласился поговорить с Ириной Шымчак об оркестре – своем любимом детище, а также о Рахманинове, к творчеству и личности которого испытывает особенные чувства.
Ключевые слова: ИСКУССТВО РОССИИ 21 ВЕКА -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО РОССИИ -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- ДИРИЖЕРЫ ОРКЕСТРОВ РУССКИЕ -- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ -- ИНТЕРВЬЮ -- ГАСТРОЛИ -- МУЗЫКАНТЫ РОССИИ -- РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР
Черемных, Е. В поисках вечного света [Текст] : [о концертной деятельности Курентзиса Т.] / Е. Черемных // Музыкальная жизнь. - 2020. - № 9. - С. 74-75.
В завершение «Российской креативной недели» приехавший из Петербурга коллектив Теодора Курентзиса – musicAeterna дал в «Зарядье» первый большой светский концерт с грандиозной и, кажется, все же адресованной каждому лично программой из старинной и современной музыки. В рамках посвященного технологиям форума греческий маэстро, есть чувство, решил отстоять древнюю максиму своего соотечественника, философа Протагора – о том, что не технологии, а человек – мерило всему.
- Кл.слова : ДИРИЖЕРЫ ОРКЕСТРОВ РУССКИЕ -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- КОНЦЕРТЫ -- АРАНЖИРОВКА МУЗЫКИ -- СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКА -- СТАРИННАЯ МУЗЫКА -- КАМЕРНАЯ МУЗЫКА -- ХОРИСТЫ -- ОРКЕСТР MUSIC AETERNA -- ОНЛАЙН-ТРАНСЛЯЦИЯ
- Ромашова, Е. Музыка будет вечной [Текст] : как индустрия массовых мероприятий справляется с последствиями пандемии / Е. Ромашова // Музыкальная жизнь. - 2020. - № 9. - С. 78-80.
Несмотря на первые послабления на проведение культурных массовых мероприятий, отдельные отрасли индустрии до сих пор стоят на паузе. Что ждет большие музыкальные фестивали, как себя чувствуют клубы после полугодового простоя и на что могут рассчитывать организаторы мероприятий, разбиралась «Музыкальная жизнь».
Кл.слова : МУЗЫКА 21 ВЕКА -- ПАНДЕМИЯ -- ПОСЛЕДСТВИЯ -- МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ -- КОНЦЕРТЫ -- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ -- УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ -- КЛУБЫ -- ОРГАНИЗАТОРЫ ДОСУГА -- ПРОДЮСЕРЫ -- МЕНЕДЖМЕНТ ИСКУССТВА -- РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ -- МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 21 В. - Сафронов, А. Симфонии фа минор [Текст] / А. Сафронов // Музыкальная жизнь. - 2020. - № 9. - С. 110-113.
Фа минор – тональность с четырьмя бемолями при ключе. Симфоний в ней написано не так уж много. Выдающиеся среди них можно по пальцам перечесть.
Кл.слова : СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА -- ТОНАЛЬНОСТЬ МУЗЫКИ -- ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА -- ИСТОРИЯ МУЗЫКИ 19 В. -- ИСТОРИЯ МУЗЫКИ 20 В. -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- ДРАМАТИЗМ -- КОМПОЗИТОРСКИЕ ШКОЛЫ -- РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ -- ЗАРУБЕЖНЫЕ КОМПОЗИТОРЫ - 2020 № 9
Ермакова, С. С. Образные сферы в фортепианных концертах С. В. Рахманинова [Текст] / С. С. Ермакова // Музыковедение. - 2020. - № 9. - С. 3-6.
Кл.слова : ФОРТЕПИАННЫЕ КОНЦЕРТЫ РАХМАНИНОВА -- ФОРТЕПИАННАЯ МУЗЫКА 20 В. -- РАХМАНИНОВ -- МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА -- РУССКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 19-20 В. -- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН -- ХОРАЛ -- ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА -- РУССКАЯ МУЗЫКА 19-20 ВЕКОВ- Кислова, О. Н. Песни в сказках. К вопросу о взаимодействии словесных и музыкальных жанров [Текст] / О. Н. Кислова // Музыковедение. - 2020. - № 9. - С. 7-19.
Кл.слова: ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ -- РУССКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР -- ЭТНОПЕДАГОГИКА -- РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ -- ДЕТСКИЕ СКАЗКИ -- МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ -- ПЕСНИ -- СКАЗКА В МУЗЫКЕ -- ЖАНРЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ -- ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР - Булатова, А. Л. "Музыка искренняя и своеобразная..." (к юбилею Скрипичного концерта А. Хачатуряна) [Текст] / А. Л. Булатова // Музыковедение. - 2020. - № 9. - С. 27-31.
Кл.слова: ХАЧАТУРЯН -- СКРИПИЧНЫЙ КОНЦЕРТ -- СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА -- ЮБИЛЕИ МУЗЫКАЛЬНЫЕ -- СОВЕТСКИЕ КОМПОЗИТОРЫ -- КОМПОЗИТОРЫ 20 ВЕКА -- ТВОРЧЕСКИЕ СОЮЗЫ -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО - Научный вестник Московской консерватории 2020 № 2
- Карасева, М. В. Музыкант-педагог онлайн: проблемы и решения [Текст] / М. В. Карасева // Научный вестник Московской консерватории. - 2020. - № 2. - С. 22-65.
В работе сделан социально-психологический анализ первого этапа перехода на онлайн-обучение в период пандемии COVID-19 весной 2020 года, дается оценка перспектив развития музыкально-го онлайн-образования с разных позиций. На основе изучения, отбора и апробации автором опти-мальных для проведения онлайн-занятий устройств записи и передачи звука и видео сделан обзор основного оборудования и приемов работы с ним как для педагога, так и для ученика — с позиции нужд музыкального обучения и в пределах бюджетного ценового сегмента. Даны практические ре-комендации, как организовать занятия в режиме онлайн по сольфеджио и другим предметам му-зыкально-теоретического цикла, а также некоторые общие советы относительно проведения заня-тий по музыкально-исполнительским дисциплинам.
Кл.слова : МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ОНЛАЙН -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -- ОНЛАЙН- ОБУЧЕНИЕ -- ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ -- СОЛЬФЕДЖИО -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ -- МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ -- ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ -- МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ -- ПАНДЕМИЯ -- МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА -- ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ - Власова, Н. О. "Наше главное совместное произведение": из истории создания "Женщины без тени" Рихарда Штрауса - Гуго фон Гофмансталя [Текст] / Н. О. Власова // Научный вестник Московской консерватории. - 2020. - № 2. - С. 92-113.
В статье на основе переписки Рихарда Штрауса и Гуго фон Гофмансталя, а также других документальных ис-точников подробно освещается сложный и длительный процесс создания оперы «Женщина без тени», от пер-вых набросков либретто (1910) до премьеры в 1919 году. Эта опера, которой оба соавтора придавали огромное значение, может рассматриваться как их совместный opus magnum, которому присущи итоговые черты.Гофмансталь очень долго и тщательно работал над либретто, объединив в нем множество источников, сюжет-ных мотивов, цитат, отсылок к различным текстам европейской культуры. Созданная им волшебная сказка, изобилующая символами, аллегориями и театральными «чудесами» и вместе с тем заключающая в себе высо-кую этическую идею, наследует традициям барочного и классицистского театра.Сочиненной на этой основе опере Штрауса также свойствен обобщающий, суммирующий характер. По разно-образию и богатству выразительных средств эта масштабная партитура беспрецедентна для всего предшеству-ющего творчества композитора. Она объединяет в себе как композиционные новации его экспрессионистских опер («Саломея», «Электра»), так и детализированность, камерность письма и новую трактовку голоса, найден-ные в «Ариадне на Наксосе».Одновременно «Женщина без тени» подводит итог развитию оперного театра начиная с Вагнера. С одной сто-роны, воздействие Вагнера (и, конкретно, его последней музыкальной драмы «Парсифаль») в штраусовской пар-титуре несомненно. С другой — «Женщина без тени» венчает развитие жанра «сказочной оперы», который пе-реживал расцвет в немецкоязычных странах после Вагнера и считался плодотворной альтернативой оперной продукции многочисленных вагнеровских подражателей. Штраус и Гофмансталь поднимают «сказочную оперу», расцветшую на непритязательном фольклорном материале, до уровня высоких философско-этических обобще-ний и тем самым словно возвращают ее к метафизическим вагнеровским первоистокам. Таким образом «Жен-щина без тени», поставленная уже после Первой мировой войны, становится последней вершиной немецкой ро-мантической оперы, объединяющей ее разнонаправленные тенденции
Кл.слова : ГОФМАНСТАЛЬ -- ШТРАУС -- МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА -- ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ -- ИСТОРИЯ ОПЕРЫ -- ОПЕРНЫЙ ТЕАТР ЗАРУБЕЖНЫЙ -- ЗАРУБЕЖНАЯ ОПЕРА -- НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫ -- ДРАМАТУРГИ АВСТРИИ -- АВСТРИЙСКИЕ ПИСАТЕЛИ - Невидимова, М. А. Музыка Рихарда Вагнера в фильмах Вернера Херцога: к проблеме диалога с культурным наследием прошлого [Текст] / М. А. Невидимова // Научный вестник Московской консерватории. - 2020. - № 2. - С. 158-199.
Предметом рассмотрения в статье являются фильмы Вернера Херцога — философские картины, скры-тые за маской художественного или документального повествования. Важнейшей смыслообразующей частью кинематографической вселенной режиссера выступает классическая музыка, которую Хер-цог использует не просто как саундтрек, но как средство сообщения фильму метасмысла. Устойчи-вые соотношения определенных музыкальных сочинений и конкретных визуальных рядов на про-тяжении десятилетий мигрируют от ленты к ленте, функционируя в качестве аудио- и видеолексем, что позволяет говорить об особой семантической роли музыки в фильмах Херцога.Еще одной важной особенностью творческого метода режиссера становится диалог с немецким культур-ным наследием. Херцог воссоздает в своих фильмах жанровые модели эпохи «золотого века» немец-кого кинематографа. Вслед за этим он обращается к музыке Рихарда Вагнера как к суммирующему немецкую романтическую поэтику явлению, а к самому композитору — как к художнику, идеи которо-го непосредственно повлияли на состояние немецкой культуры первой половины ХХ века и на новое искусство кино. Многочисленные зарубежные исследования, посвященные Вернеру Херцогу, затраги-вают по большей части философскую концепцию его фильмов и в меньшей степени важную для нее музыкальную составляющую. В настоящей статье определяется функция музыки Вагнера в избранных автором фильмах Херцога для конкретизации их философского и собственно художественного смысла
Кл.слова : ХЕРЦОГ -- ВАГНЕР -- ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР -- КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ -- МУЗЫКА В КИНО -- НЕМЕЦКОЕ КИНО -- РЕЖИССЕРЫ ЗАРУБЕЖНОГО КИНО -- НЕМЕЦКИЕ КОМПОЗИТОРЫ 19 В. -- НЕМЕЦКАЯ МУЗЫКА 19 В. -- МУЗЫКА КИНО- 2020 № 1
- Апалько, К. Зарождение фортепианного камерно-инструментального ансамбля в России: исторические заметки [Текст] / К. Апалько // Фортепиано. - 2020. - № 1. - С. 20-25.
Кл.слова : КАМЕРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ -- ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ -- ИСТОРИЯ ФОРТЕПИАННОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА -- КАМЕРНАЯ МУЗЫКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ -- ЗАМЕТКИ -- ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- АНСАМБЛЕВАЯ МУЗЫКА - Андреева, Е. В. Некоторые двигательные аспекты работы над звукоизвлечением (из наблюдений педагога-пианиста) [Текст] / Е. В. Андреева // Фортепиано. - 2020. - № 1. - С. 26-30.
Кл.слова : ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ -- ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ -- ДВИЖЕНИЯ РУК -- МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- ФОРТЕПИАННАЯ ТЕХНИКА -- ФОРТЕПИАННАЯ ПЕДАГОГИКА -- ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО -- МОТОРИКА ПИАНИСТА - Семенов, М. А. О воспитании взаимодействия слуха и моторики в классе фортепиано [Текст] / М. А. Семенов // Фортепиано. - 2020. - № 1. - С. 30-34.
Кл.слова : МОТОРИКА ПИАНИСТА -- СЛУХ -- КЛАСС ФОРТЕПИАНО -- ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ -- ФОРТЕПИАНО -- ВОСПИТАНИЕ МУЗЫКАНТА -- ФОРТЕПИАННОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО -- ФОРТЕПИАННОЕ ОБУЧЕНИЕ -- ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО -- ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ