Тесленко Олег Павлович

Тесленко Олег Павлович

(13.10.1932 - 11.01.2012)

Родился 13 октября 1932 г. в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Окончил Московское театральное училище (ВУЗ) им. М.С. Щепкина (1953–1957) при Государственном академическом Малом театре СССР (класс народной артистки СССР, профессора В.Н. Пашенной) по специальности «Мастерство актера» с квалификацией «Актер драмы и кино».

После окончания вуза работал в Пермском драматическом театре (1957–1985).

За годы работы в театре сыграл более 120 ролей. Наиболее значительные роли – Олег («В поисках радости» В. Розова), Вайнонен («Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского), Актёр («На дне» М. Горького), Трофимов («Вишнёвый сад» А. Чехова), Граф де Гиш («Сирано де Бержерак» Э. Ростана) и др. Интересно проявил себя в роли Бабы-Яги («Аленький цветочек» П. Бажова), которую играл более 15 лет.

Работу в театре совмещал с педагогической деятельностью в области сценической речи, театральной и чтецкой режиссуры. Вел студии при драматическом театре (1960–1963) и театре кукол (1966–1969), руководил студией художественного слова при Областном доме работников просвещения (1972–1992) и коллективом чтецов клуба Пермского отделения общества слепых (1977–1992).

В ПГИК работал с 1975 по 2005 гг.: старший преподаватель кафедры сценической речи (1975–1989), доцент кафедры (1989–1999), на должности приват-профессора (1999–2005). Ученое звание доцента присвоено в 1991 г.

Преподавал дисциплины «Сценическая речь», «Речевая культура общения», «Речевой имидж человека». Разработал методику преподавания сценической речи на режиссерском отделении. Психо-физический актерский дыхательный и дикционно-голосовой тренинг, предложенный О.П. Тесленко, прошел широкую апробацию, как в речевых классах института, так и в самодеятельных театрах-студиях города.

Руководил исследовательской группой студентов по теме «О драматургическом аспекте в режиссуре художественного чтения». Готовил группу студентов узкой специализации «Педагог сценической речи и руководитель коллектива художественного слова». Опубликовал свыше 40 научных и творческих работ. Среди них учебное пособие «Сценарные разработки для учебного литературного театра» (1996), учебно-методическое пособие «К вопросам по теории стиха и композиционно-сценарных разработок» (1999), методические рекомендации «Основные аспекты тренинга в речевом классе» (1996) и др. Ежегодно выступал на научных и методических конференциях института, проводил занятия с молодыми преподавателями, осуществлял наставничество.

О.П. Тесленко – один из ведущих специалистов по сценической речи и художественного чтения в городе и Пермской области, профессионально владел уникальной методикой постановки голоса и методикой создания литературного и поэтического спектакля. Создавал сценарные разработки спектаклей и литературных композиций, ставил их для исполнения на институтских вечерах и концертах. Подготовил сборник сценариев (1989).

Проводил большую общественную и педагогическую работу вне института. 28 лет руководил работой городского лектория «Юные, любите прекрасное!» при Пермской организации СТД. Сотрудничал с областным Домом народного творчества, школами, училищами, вузами, проводил в них творческие лаборатории и семинары для руководителей художественной самодеятельности города и области. Вел занятия с дикторами радио и телевидения, преподавателями высших учебных заведений. Как член общества «Знание» более 30 лет выступал с лекциями о речевом имидже делового человека и речевой культуре делового общения.

За успешную работу в любительских коллективах города неоднократно награждался почетными знаками отличия: «Отличник культурного шефства над Вооружёнными Силами СССР», «Отличник культурного шефства над селом», «За достижения в самодеятельном искусстве». Лауреат Всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне (1985).

О.П. Тесленко – Заслуженный работник культуры РСФСР (1994), член Союза театральных деятелей (1959-2005), награжден многочисленными грамотами, благодарностями.

Многочисленные его ученики работают педагогами сценической речи, актерами, режиссерами, руководителями театров, популяризируют опыт и методику своего учителя.