Барашкова Елена Васильевна
|
Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Заслуженный работник культуры РФ
barashkovaev@mail.ru
|
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Ф.И.О. |
Барашкова Елена Васильевна |
Структурное подразделение | |
Занимаемая должность (должности) |
Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования |
Преподаваемые дисциплины |
|
Уровень образования |
Высшее, специалитет |
Наименование направления подготовки и (или) специальности |
Домра
|
Квалификация |
Концертный исполнитель. Преподаватель.
|
Учёная степень | |
Учёное звание |
Профессор
|
Почётное звание |
Заслуженный работник культуры РФ Заслуженный работник ПГИИК
|
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке |
|
Общий стаж работы |
48
|
Стаж работы по специальности |
48
|
Научно-исследовательские интересы |
Музыкально-инструментальное исполнительство. Музыкальная педагогика. Музыкальная психология.
|
Публикации |
показать... 1. Две модели организации музыкального образования // Культура. Искусство. Человек. / Науч. ред. А. И. Исаченкова А. И. – Пермь, 1994 – Вып. 2. – С. 67-69.
2. Relationships between ‘long’ and ‘short’ emotional preferences in musical performance / Dorfman, L., Barashkova E.V., Chebikyna, T.// XIV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics. Abstracts.- Prague, 1996, pp. 107-108.
3. О работе мышц рук в процессе игры на домре // Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика / Науч. ред. Л. А. Кузьмина. – Пермь: Пермский гос. ин-т искусств и культуры, 1996. – C. 10–12
4. «Дальние» и «короткие» эмоциональные предпочтения в музыкальном исполнительстве. Совершенствование преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах искусств и культуры: Сб. тез., докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 95 – 98. (в соавт. Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина).
5. Эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей. /в соавт. Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина// Эмоции, творчество искусство: Докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 275 – 300.
6. Особенности «длинных» и «коротких» эмоциональных предпочтений музыкальных исполнителей. /в соав. Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина// Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 7 – 8.
7. Interacting selves through literary texts / Dorfman, L., Barashkova E.V. // Proceedings of XV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics / P. Bonaiuto, A. M. Giannini, C. Martindale, H. Höge, P. Machotka, & G. C. Cupchik (Eds.). - Rome, Italy, 1998, pp. 235–236.
8. Роль вспомогательного репертуара домриста в овладении исполнительскими навыками // Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века / Ред. колл. Л. А. Шипицина и др. – Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 2001. – Ч. 2. – С. 102–104.
9. Предисловие // Играет Пермский русский народный оркестр / сост. В.А. Салин. – Пермь, 2002. – Вып. 1, 2.
10. Предисловие // Играет Пермский русский народный оркестр / сост. В.А. Салин, Г.В. Токарева. – Пермь, 2002. – Вып. 3.
11. Эволюция исполнительства на домре: прошлое и современность/ Хадиуллина Э. Р.// Образование в культуре и культура образования / Под ред. Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2003. – С. 124-128.
12. Искусство произношения звуков // Художественное образование: инновации и традиции / ред. колл. Е. А. Малянов, Е. М. Березина, О. И. Кильченко. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – Ч. 2. – С. 70–72.
13. Короткие эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей / Токарева Г. В., Барашкова Е.В. // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – С. 64–72.
14. Emotional preferences and the plural self of musical performers / Dorfman, L., Tokareva, G., Barashkova E.V. // Art and Science. Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics / In Fróis, J. P. Andrade, P., & Marques, J. F. (Eds.).- Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004, pp. 527–531.
15. Народные инструменты в Пермском вузе / Баталина-Корнева Е. В., Барашкова Е.В.// Народник, 2006 – №3.– С. 49–51.
16. К вопросу о принципах переложения скрипичных этюдов для трехструнной домры (на материале скрипичных этюдов композиторов XVIII-XIX в.в.), // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 2007 – № 5. – С. 157-166.
17. Особенности формирования оригинального репертуара для домры во второй половине ХХ века. /Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций /под ред Б. Бородина: ГОУ ВПО "Уральский гос. пед. ун-т".- Екатеринбург, 2008.- Т.1.- С. 3-7.
18. Метаиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя /Л. Я. Дорфман, Г. В. Токарева, Е. В. Барашкова//Искусствознание и теория информации/ Под ред. В. М. Петрова, А. В. Харуто.–М., 2008.– С. 364-389.
19. The variation basis of the performing arts: A performer’s ground. / Dorfman, L. Barashkova E.V. |// In T. Kravchuk & A. Groysman (Eds.), Book of papers and abstracts of the 2nd International conference “Science, Technology, and Art Relations – STAR” Tel Aviv, Israel, 2015. – pp. 65−80.
20. A meta-individual perspective in personality studies. / Dorfman, L., Barashkova E.V., //Australian Journal of Education and Science, № 1(17), (January - June). Volume IX. Sydney University Press, 2016. − pp. 304−313. (журнал входит в базу данных «Скопус»)
21. Ансамблевое музицирование: психологический аспект /. в соавт. Р. Ф. Козловский, С. Б. Осинцев //Актуальные вопросы современного исполнительства/ Под ред. Н. Б. Зубаревой. – 2017.-С. 25-36
22. Dorfman, L., & Barashkova, E. (2018). A meta-individual account of personality studies. Studies. Journal of Psychology and Psychotherapy Research, 5, 40-45. (ВАК)
23. Барашкова Е. В., Дробышева-Разумовская Л. И., Дорфман Л. Я. Интегративная музыкальная психология // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 2. С. 96–112. doi: 10.10.17853/1994-5639-2019-2-96-112 (SCOPUS, ВАК)
24. Барашкова Е. В., Дробышева-Разумовская Л. И., Дорфман Л. Я. Эмоции в музыке и музыкально исполнительской деятельности как субъектный фактор музыкального образования //Музыкальное искусство и образование, 2022, № С. 29–45. DOI: 10.31862/2309-1428-2022-10-2-29-45.
Учебные пособия:
25. Специальный инструмент (домра): учеб.пособие для самостоят. работы студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» 053000 / Е.В. Барашкова, Т.И. Чебыкина; Пермь: ПГИИК. – 2005. 153 с.
Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
26. Техника игры на домре: учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности «Народное художественное творчество» 071301(учебное пособие) // Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Пермь, 2007. – 154 с.
Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
27. Инструментальная музыка XVII–XVIII веков в переложении для домры: учебное пособие /Е. В. Барашкова, И. Р. Черешнюк; Перм. гос. акад. искусства и культуры. – Пермь, 2015. – 241 с.
28. Играет инструментальный ансамбль VitaLink, вып.1: учеб. пособие / Е. В. Барашкова, С. Б. Осинцев; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2016.- 164 с.
29. Играет инструментальный ансамбль VitaLink, вып. 2: учеб. пособие / Е. В. Барашкова, С. Б. Осинцев; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2017.- 168 с.
30. Барашкова Е. В., Осинцев С. Б. Играет инструментальный ансамбль «VitaLink», вып. 3: учебное пособие; Перм. гос. ин-т культуры.- Пермь, 2019.-140 с.
31. Барашкова Е. В., Осинцев С. Б. Играет инструментальный ансамбль «VitaLink», вып. 4: учебное пособие; Перм. гос. ин-т культуры.- Пермь, 2021.-162 с.
32. Франсис Пуленк. Две камерные сонаты в переложении для домры и фортепиано: учебное пособие / Е. В. Барашкова; Перм.гос.ин-т культуры.-Пермь, 2023.-110 с.
33.Отражение барокко в современной музыке: Игорь Рогалев «Domenico Scarlatti». Концерт для мандолины (4-струнной домры) и камерного оркестра в инструментовке для русского народного оркестра. – /Е. Барашкова, И. Черешнюк, С. Осинцев; учебное пособие.- Перм. гос. ин-т культуры, 2024. – 140 с.
Рабочие программы дисциплины:
|
Другие сведения |
показать...
Окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку (класс профессора Шитенкова И.И.). Присвоено ВАК ученое звание профессора по кафедре народных инструментов и оркестрового дирижирования (2008). Имеет почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1999), «Заслуженный работник ПГИК» (2010). Является лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады в составе ансамбля домристов Ленинградской консерватории (Москва, 1974). Руководит с 1999 года по н/в инструментальным ансамблем «VitaLink» (Ваталинка). Студенты и выпускники Е. В. Барашковой ежегодно выступают в концертных залах Удмуртии, Республики Коми, Кировской области, Перми и в Пермском крае. Ансамбль «VitaLink» (Ваталинка) представлял свои программы во Франции, Польше, Чехии, Италии (Сицилия), Литве, Удмуртии, городах Прикамья, в других регионах России. Почетные звания имеют: М. В. Расторгуев - учитель МХК школы «Дуплекс», Абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года -2017»; Т. В. Лебедева - Заслуженный артист Удмуртской республики. Ученики неоднократно становились лауреатами международных, всероссийских и региональных конкурсов, лауреатами фонда «Русское исполнительское искусство», «Юные дарования», стипендиатами Президента и Правительства РФ: Э. Р. Хадиуллина, М. В. Расторгуев, Л. П. Власова, Е. В. Копанева, Г. Х. Закиева, Е. Н. Ковальчук, Н. В. Тимкешева, Н. Ю. Лебедева, др. Ансамбли - лауреаты международных и Всероссийских конкурсов: «VitaLink (Ваталинка), «Импровиз-сюрприз», Арт-квартет «Хуторок». Барашкова Е. В. выступала с сольными концертами в Ленинграде, Кирове, Вологде, Перми, Пермском крае (концертмейстеры- доцент Г. И. Власова и профессор Е. Г. Кузнецова), в том числе в сопровождении русских народных оркестров (дирижеры - заслуженный деятель искусств России, профессор В. А. Салин; заслуженный работник культуры РФ, профессор В. С. Бурдин). В Приволжском конкурсе «Университетская книга» на лучшее учебное издание по педагогическим наукам получила звание лауреата (Чебоксары, 2007, 2020). Лауреат 1 степени XIX межд. конкурса в сфере образования за учебное пособие «Франсис Пуленк. Две камерные сонаты в переложении для домры и фортепиано» г. Саратов, 2024. По вопросам музыкального искусства принимала участие в работе XIV (Прага, 1996) и XV (Рим, 1998) международных конгрессов, международной конференции по проблемам современного искусства (Тель-Авив, 2014). Неоднократно награждалась Почетными Грамотами и Благодарностями губернатора и министра культуры Пермского края, главы г. Перми, ректора ПГИК и др. Становилась лауреатом конкурса «Путь к вершинам»: «Педагог-созидатель» (2005), «Учитель-ученик» (2011), «Служение ALMA -MATER» (2017), «Педагог- новатор» (2007, 2024). Редакторская деятельность: Чебыкина, Т. И. Прикамский феномен: Пермский русский народный оркестр // Пермь: Пермское кн. изд-во, 2006.– 100 с. Чебыкина, Т. И. История исполнительства на русских народных инструментах: учеб. для студентов специальностей 071301 «Народное художественное творчество», 070101 «Инструментальное исполнительство» // Перм. гос. ин-т искусства и культуры. ‑ Пермь, 2011.- 390 с. С. Б. Осинцев. В. Беляев Святочная кантата для хора и ансамбля народных инструментов «Матушка Мария»: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки: 073100 «Музыкально-инструментальное исполнительство» /С. Б. Осинцев; Перм. гос. институт культуры. – Пермь, 2016. С. Б. Осинцев. Ж. Бизе «Арлезианка» (1,2 сюиты). Инструментовка для оркестра русских народных инструментов с симфонической партитуры. Вып. 1 Учебное пособие для студентов по профессиональному циклу направлений: 53.03.02 и 53.04.01 «Музыкально-инструментальное искусство», 2023.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ДОМРА) Диски
Компакт-диск (СD –Audio) «Музыка композиторов барокко и классицизма в переложении для домры». Исп. Елена Барашкова и Елена Князева. Партия фортепиано Галина Власова
Надежда Тимкешева Эльвира Хадиуллина
«Учитель 2017 года в Пермском крае» Максим Расторгуев
Лауреат международных конкурсов инструментальный ансамбль "VitaLink":
М. Расторгуев (домра), А. Вологжанин (аккордеон), С. Осинцев (к/бас), А. Таратухин (ударные) Лауреат международного и Всероссийского конкурсов ансамбль народных инструментов "ИМПРОВИЗ-СЮРПРИЗ": Н. Тимкешева (домра малая), А. Евсеева (домра альтовая),
Инструментальный ансамбль
«ВАТАЛИНКА» (1 состав) Н. Тыквач - Минеева (домра малая), Е. Петрова (домра альт), Н. Окулов (балалайка прима),
Лауреат Всероссийского конкурса «Прикамье-2006» Арт-квартет «ХУТОРОК» А. Царегородцева (домра малая), М. Ковязина (домра альт), А. Киряков (балалайка прима),
Лауреат Всероссийского и дипломант международного конкурсов инструментальный ансамбль «ВАТАЛИНКА» (2 состав) Л. Власова (домра малая), Е. Копанева (домра альт), Н. Окулов (балалайка прима), |