Барашкова Елена Васильевна
![]() |
Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования Заслуженный работник культуры РФ barashkovaev@mail.ru
|
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Ф.И.О. |
Барашкова Елена Васильевна |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурное подразделение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Занимаемая должность (должности) |
Профессор кафедры народных инструментов и оркестрового дирижирования |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преподаваемые дисциплины |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Уровень образования |
Высшее, специалитет |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наименование направления подготовки и (или) специальности |
Домра
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Квалификация |
Концертный исполнитель. Преподаватель.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учёная степень | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учёное звание |
Профессор
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Почётное звание |
Заслуженный работник культуры РФ Заслуженный работник ПГИИК
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке |
1. Удостоверение о повышении квалификации № 592406793657 от 06.03.2018, «Информационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя», 36 часов, ФГБОУ ВО Пермский государственный институт культуры
2.Удостоверение о повышении квалификации № 592403660775 от 11.09.2017, «Современная музыка в образовательном процессе и исполнительской практике», 72 часа, ФГБОУ ВО Пермский государственный институт культуры
3. Удостоверение о повышении квалификации № 592403660295 от 11.10.2016, «Организация работы в учебно-творческом коллективе», 72 часа, ФГБОУ ВО Пермский государственный институт культуры
4.Удостоверение о повышении квалификации № 14 0357894 от 04.12.2014, «Современные проблемы исполнительства на народных инструментах: теория, методика, практика», 72 часа, ФГБОУ ВО Пермская государственная академия искусства и культуры
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общий стаж работы |
42
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стаж работы по специальности |
41
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Научно-исследовательские интересы |
Музыкально-инструментальное исполнительство. Музыкальная педагогика. Музыкальная психология.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Публикации |
Публикации 1. Две модели организации музыкального образования // Культура. Искусство. Человек. / Науч. ред. А. И. Исаченкова А. И. – Пермь, 1994 – Вып. 2. – С. 67-69. 2. Relationships between ‘long’ and ‘short’ emotional preferences in musical performance / Dorfman, L., Barashkova E.V., Chebikyna, T.// XIV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics. Abstracts.- Prague, 1996, pp. 107-108. 3. О работе мышц рук в процессе игры на домре // Музыкальная культура Прикамья: творчество, исполнительство, педагогика / Науч. ред. Л. А. Кузьмина. – Пермь: Пермский гос. ин-т искусств и культуры, 1996. – C. 10–12. 4. «Дальние» и «короткие» эмоциональные предпочтения в музыкальном исполнительстве. Совершенствование преподавания социально-гуманитарных дисциплин в вузах искусств и культуры: Сб. тез., докл. и сообщ. науч.-практ. конф. – Пермь: ПГИИК. – 1997. – С. 95 – 98. (в соавторстве Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина). 5. Эмоциональные предпочтения музыкантов-исполнителей. /Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина// Эмоции, творчество искусство: Докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 275 – 300. 6. Особенности «длинных» и «коротких» эмоциональных предпочтений музыкальных исполнителей. /Л. Я. Дорфман, Т. И. Чебыкина// Эмоции, творчество, искусство: Тез. докл. междунар. симпозиума. – Пермь, 16-19 сентября, – 1997. – С. 7 – 8. 7. Interacting selves through literary texts / Dorfman, L., Barashkova E.V. // Proceedings of XV Congress of the International Association of Empirical Aesthetics / P. Bonaiuto, A. M. Giannini, C. Martindale, H. Höge, P. Machotka, & G. C. Cupchik (Eds.). - Rome, Italy, 1998, pp. 235–236. 8. Роль вспомогательного репертуара домриста в овладении исполнительскими навыками // Совершенствование образовательных процессов и технологий в вузе искусств и культуры накануне XXI века / Ред. колл. Л. А. Шипицина и др. – Пермь: Пермский государственный институт искусств и культуры, 2001. – Ч. 2. – С. 102–104. 9. Предисловие // Играет Пермский русский народный оркестр / сост. В.А. Салин. – Пермь, 2002. – Вып. 1, 2. 10. Предисловие // Играет Пермский русский народный оркестр / сост. В.А. Салин, Г.В. Токарева. – Пермь, 2002. – Вып. 3. 11. Эволюция исполнительства на домре: прошлое и современность/ Хадиуллина Э. Р.// Образование в культуре и культура образования / Под ред. Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2003. – С. 124-128. 12. Искусство произношения звуков // Художественное образование: инновации и традиции / ред. колл. Е. А. Малянов, Е. М. Березина, О. И. Кильченко. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – Ч. 2. – С. 70–72. 13. Короткие эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыкантов-исполнителей / Токарева Г. В., Барашкова Е.В. // Метаиндивидуальный мир и полимодальное Я: креативность, искусство, этнос / Под ред. Л. Я. Дорфмана, Е. А. Малянова, Е. М. Березиной. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2004. – С. 64–72. 14. Emotional preferences and the plural self of musical performers / Dorfman, L., Tokareva, G., Barashkova E.V. // Art and Science. Proceedings of the XVIII Congress of the International Association of Empirical Aesthetics / In Fróis, J. P. Andrade, P., & Marques, J. F. (Eds.).- Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 2004, pp. 527–531. 15. Народные инструменты в Пермском вузе / Баталина-Корнева Е. В., Барашкова Е.В.// Народник, 2006 – №3.– С. 49–51. 16. К вопросу о принципах переложения скрипичных этюдов для трехструнной домры (на материале скрипичных этюдов композиторов XVIII-XIX в.в.), // Вестник Пермского государственного института искусства и культуры, 2007 – № 5. – С. 157-166. 17. Особенности формирования оригинального репертуара для домры во второй половине ХХ века. /Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций /под ред Б.Б.Бородина: ГОУ ВПО "Уральский гос. пед. ун-т".- Екатеринбург, 2008.- Т.1.- С. 3-7. 18. Метаиндивидуальный мир и короткие эмоциональные предпочтения музыканта-исполнителя /Л. Я. Дорфман, Г. В. Токарева, Е. В. Барашкова//Искусствознание и теория информации/ Под ред. В. М. Петрова, А. В. Харуто.–М., 2008.– С. 364-389. 19. The variation basis of the performing arts: A performer’s ground. / Dorfman, L. Barashkova E.V. |// In T. Kravchuk & A. Groysman (Eds.), Book of papers and abstracts of the 2nd International conference “Science, Technology, and Art Relations – STAR” Tel Aviv, Israel, 2015. – pp. 65−80. 20. A meta-individual perspective in personality studies. / Dorfman, L., Barashkova E.V., //Australian Journal of Education and Science, № 1(17), (January - June). Volume IX. Sydney University Press, 2016. − pp. 304−313. (журнал входит в базу данных «Скопус») 21. Ансамблевое музицирование: психологический аспект /Е. В. Барашкова, Р. Ф. Козловский, С. Б. Осинцев //Актуальные вопросы современного исполнительства/ Под ред. Н. Б. Зубаревой. – 2017.-С. 25-36 Учебно-методические публикации Учебные пособия: 22. Специальный инструмент (домра): учеб. пособие для самостоят. работы студентов вузов искусств и культуры по специальности «Народное художественное творчество» 053000 / Е.В. Барашкова, Т.И. Чебыкина; Пермь: ПГИИК. – 2005. – 153 с. Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. 23. Техника игры на домре: учеб. пособие для самостоят. работы студентов по специальности «Народное художественное творчество» 071301(учебное пособие) // Перм. гос. ин-т искусства и культуры. ‑ Пермь, 2007. – 154 с. Рекомендовано Советом УМО по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ. 24. Инструментальная музыка XVII–XVIII веков в переложении для домры: учебное пособие /Е. В. Барашкова, И. Р. Черешнюк; Перм. гос. акад. искусства и культуры. – Пермь, 2015. – 241 с. 25. Играет инструментальный ансамбль VitaLink, вып.1: учеб. пособие / Е. В. Барашкова, С. Б. Осинцев; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2016.- 164 с. 26. Играет инструментальный ансамбль VitaLink, вып. 2: учеб. пособие / Е. В. Барашкова, С. Б. Осинцев; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2017.- 168 с. Рабочие программы дисциплины: 27. Технический зачет: практическое приложение к программе по специальности «Домра» № 050904 «Инструментальное исполнительство». Рекомендовано к изданию Ученым советом ПГИИК. Пермь: ПГИИК. – 1996. – 20 с. 28. Практическое приложение к программе «Специальный инструмент домра» для вузов искусства и культуры по специальности № 050904 «Инструментальное исполнительство» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина; ПГИИК.– Пермь 2004. –68 с. 29. Специальный инструмент (домра): программа для вузов искусства и культуры по специальности № 053002 «Народное художественное творчество» / Сост. Е. В. Барашкова, Т. И. Чебыкина, Э. Р. Хадиуллина; ПГИИК.– Пермь 2004. –50 с. 30. Специальный инструмент: рабочая программа дисциплины по направлению подготовки 53.03.02. «Музыкально-инструментальное искусство». Квалификация – бакалавр; Перм. гос. ин-т культуры. – Пермь, 2016.- 38 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Другие сведения |
Окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова и ассистентуру-стажировку (класс профессора Шитенкова И.И.). Присвоено ВАК ученое звание профессора по кафедре народных инструментов и оркестрового дирижирования (2008). Имеет почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1999), «Заслуженный работник ПГИК» (2010). Является лауреатом V Всесоюзного конкурса артистов эстрады в составе ансамбля домристов Ленинградской консерватории (Москва, 1974). Руководит с 1999 года по н/в инструментальным ансамблем «VitaLink» (Ваталинка). Студенты Е. В. Барашковой ежегодно играют концерты в органном зале, в других концертных залах Перми и Пермского края. Ансамбль «VitaLink» (Ваталинка) выступал во Франции, Польше, Чехии, Италии (Сицилия), Литве, в городах Прикамья, Удмуртии, в других регионах России. Ансамбли - лауреаты международных и Всероссийских конкурсов: «VitaLink (Ваталинка), «Импровиз-сюрприз», «Арт-квартет Хуторок». Ученики имеют почетные звания: Расторгуев М. В.- учитель МХК школы «Дуплекс», Абсолютный победитель краевого конкурса «Учитель года -2017»; Лебедева Т. В. - Заслуженный артист Удмуртской республики. Студенты неоднократно становились лауреатами международных, Всероссийских и региональных конкурсов, лауреатами фонда «Русское исполнительское искусство», «Юные дарования», стипендиатами Президента и Правительства РФ: Хадиуллина Э. Р., Расторгуев М. В., Власова Л., Копанева Е.В., Шавшина Г., Ковальчук Е.Н., Тимкешева Н.В., Лебедева Н. Ю. Барашкова Е. В. выступала с сольными программами в Ленинграде, Кирове, Вологде, Перми, в том числе в сопровождении Пермского русского народного оркестра. Член жюри международного конкурса «Прикамье», краевого фестиваля искусств детей и юношества им. Д.Б. Кабалевского, краевого фестиваля детей и юношества «Наш Пермский край», региональных, городских конкурсов. В Приволжском региональном конкурсе (Чебоксары) на лучшее вузовское учебное издание «Университетская книга -2007» получила Почетную грамоту и сертификат Федерального агентства по образованию РФ. Принимала участие в работе XIV (Прага, 1996) и XV (Рим, 1998) научных конгрессов Международной ассоциации по эмпирической эстетике, международной конференции по проблемам современного искусства (Тель-Авив, 2014). Неоднократно награждалась Почетными Грамотами губернатора, министра культуры Пермского края, Почетными Грамотами главы г. Перми, грамотами ректора ПГИК и др. Становилась лауреатом конкурса «Путь к вершинам»: «Педагог-созидатель» (2005), «Педагог- новатор» (2007), «Учитель-ученик» (2011), «Служение ALMA -MATER» (2017). Редакторская деятельность
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА 2010-2017
Необычайное путешествие Маленького принца
Путешествие с происшествиями Диски Компакт-диск (СD –Audio) «Музыка композиторов барокко и классицизма в переложении для домры». Исп. Елена Барашкова и Елена Князева. Партия фортепиано Галина Власова
Надежда Тимкешева Эльвира Хадиуллина «Учитель 2017 года в Пермском крае» Максим Расторгуев
От Вивальди до джаза. В. Коваленко
https://www.youtube.com/watch?v=gJ1FDdJqCMo
Путешествие серенького козлика во сне и наяву (органный зал)
УЧАСТИЕ УЧЕНИКОВ В КОНКУРСАХ 2010-2017
Лауреат международных конкурсов инструментальный ансамбль "VitaLink":
М. Расторгуев (домра), А. Вологжанин (аккордеон), С. Осинцев (к/бас), А. Таратухин (ударные) ![]() ![]() Лауреат международного и Всероссийского конкурсов ансамбль народных инструментов "ИМПРОВИЗ-СЮРПРИЗ": Н. Тимкешева (домра малая), А. Евсеева (домра альтовая),
![]() ![]() Инструментальный ансамбль
«ВАТАЛИНКА» (1 состав) Н. Тыквач - Минеева (домра малая), Е. Петрова (домра альт), Н. Окулов (балалайка прима),
Лауреат Всероссийского конкурса «Прикамье-2006» Арт-квартет «ХУТОРОК» А. Царегородцева (домра малая), М. Ковязина (домра альт), А. Киряков (балалайка прима),
Лауреат Всероссийского и дипломант международного конкурсов инструментальный ансамбль «ВАТАЛИНКА» (2 состав) Л. Власова (домра малая), Е. Копанева (домра альт), Н. Окулов (балалайка прима), |