Петрусева Надежда Андреевна
![]() |
Заведующая кафедрой теории и истории музыки Научный руководитель магистерских программ (2016 год поступления) (справка): Доктор искусствоведения |
СВЕДЕНИЯ О ПРЕПОДАВАТЕЛЕ
Ф.И.О. |
Петрусева Надежда Андреевна |
Структурное подразделение | |
Занимаемая должность (должности) |
Заведующая кафедрой теории и истории музыки Научный руководитель магистерских программ (2016 год поступления) (справка): |
Преподаваемые дисциплины |
|
Уровень образования |
Высшее, специалитет |
Наименование направления подготовки и (или) специальности |
Музыковедение
|
Квалификация |
Музыковед, преподаватель
|
Учёная степень |
Доктор искусствоведения
|
Учёное звание |
Профессор
|
Почётное звание |
Член всероссийской организации «Союз композиторов»
|
Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовке |
|
Общий стаж работы |
28
|
Стаж работы по специальности |
25
|
Научно-исследовательские интересы |
Музыкальная эстетика (структурализм / феноменология /герменевтика), композиторские и исполнительские техники, музыкальный театр (инструментальный, опера, балет), проблемы восприятия музыки, комплексные методы анализа.
Современная зарубежная и отечественная музыка: К. Дебюсси, И. Стравинский, О. Мессиан, А. Шенберг, А. Веберн, Д. Лигети, Д. Шостакович, новая музыка Франции (П. Булез, Я. Ксенакис, Т. Мюрай, П. Дюсапен), Германии (К. Штокхаузен, Х. Лахенман, Б. Фуррер), Италии (Л. Берио, С. Шаррино), Австрии (Б. Фуррер), Америки (Дж. Кейдж), Великобритании (Б. Фёрнихоу), России (А. Шнитке, Ю. Каспаров, В. Екимовский, А. Изосимов, И. Воробьев и др.), вокально-инструментально-электронная музыка, уральский фольклор, полифоническая техника и музыка Баха; музыкальная журналистика.
Теории: «относительность звукового пространства и времени», концепт «жестуализации», «конкретная инструментальная музыка», групповая композиция, «формульная композиция», «новые типы звука»; спектральная композиция, тембровая композиция, теория set, теория метрического периода; «философия процесса», «философия события» и др.
|
Публикации | |
Другие сведения |
Окончила Пермское музыкальное училище, УГК им. Мусоргского (научный руководитель диплома – композитор и теоретик Г.С. Иодынис), аспирантуру, докторантуру МГК им. П.И. Чайковского (научный руководитель / консультант – профессор, доктор искусствоведения Ю.Н. Холопов).
Автор первой в России монографии о Пьере Булезе, лидере французской новой музыки: «Пьер Булез. Эстетика и техника музыкальной композиции» (2002), презентация которой состоялась в Москве (МГК, 2002), Париже (IRCAM, 2003) и Бельгии (Орфей-институт, 2003).
Автор двухтомника «Музыкальная композиция ХХ века: эстетика, структуры, методы анализа в 2-х частях» (2006, 2016)
Публикуется в журналах «Музыковедение», «Музыка и время», «Научный вестник Московской консерватории», «Обсерватория культуры», «Философия и культура», «Вопросы философии», «Философия образования», «Филологические исследования», «Культура и искусство», «NB: Litera», «Актуальные проблемы высшего музыкального образования», «Музыкальная жизнь», «Перспективы науки», «Израиль XXI. Музыкальный журнал», «Italian Science Review», Administrativa Hudba a život.Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o., «Lithuanian Musicology» (Вильнюс), «Культура. Наука. Творчество» (Минск), «Парадигма. Философско-культурологический альманах» (СПб.), «Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология», «Мировая литература в контексте культуры», «Вестник ПГИК» и др., в газете «Музыкальное обозрение» (МГК). Опубликовано более 100 статей.
Регулярный член редколлегии журналов «Музыкальный журнал Европейского Севера». ФГБОУ ВО «Петрозаводская государственная консерватория им. А.К Глазунова» (электронный). «Мировая литература в контексте культуры». ПГНИУ.
|