Дорфман Леонид Яковлевич

Дорфман Леонид Яковлевич - Заведующий кафедрой психологии и педагогики

Заведующий кафедрой психологии и педагогики

Доктор психологических наук
Профессор

Образование: 

Высшее, специалитет. Физическое воспитание. Учитель физического воспитания средней школы

Дисциплины: 
  • Психология
  • Информационные технологии в образовании
  • Концепция метаиндивидуального мира
  • Концепция полимодального Я
  • Педагогика и психология высшей школы
Общий стаж работы: 
43
Стаж работы по специальности: 
37
Повышение квалификации / переподготовка: 

Курсы повышения квалификации Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ – 1985 г.)

 

 

Список публикаций заведующего кафедрой психологии и педагогики ПГИК, профессора,
доктора психологических наук Дорфмана Л.Я.

 

Основные публикации:

  1. Психосемантическая оценка сцен насилия в художественных кинофильмах и депрессия зрителей / Л.Я. Дорфман, М.В. Зубакин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2012. – № 19. – Вып. 17. (ВАК)
  2. Девиантность и «Я-концепция» курсантов младших курсов военного вуза внутренних войск МВД России / Л. Я. Дорфман, Ю.Л. Панов // Педагогическое образование и наука, 2012. – № 9. (ВАК)
  3. Оценки сержантами особенностей личности офицеров и курсантов (на материале военных институтов внутренних войск МВД РФ) / Л.Я. Дорфман, П.И. Савинкин // Образование и общество, 2012. – № 5. (ВАК)
  4. Склонность к девиантности, мотивы достижения и Я-концепция у курсантов и юношей, не принятых в военный вуз ВВ МВД РФ / Л. Я. Дорфман, Ю.Л. Панов // Образование и общество, 2013. – № 1. (ВАК)
  5. Эмоциональные предпочтения и полимодальное Я музыканта-исполнителя / Л.Я. Дорфман, Г.В. Токарева // Филология и культура. Philology and Culture, 2013.  − № 1 (31). (ВАК)
  6. Будущее: возможности и причины / Л.Я. Дорфман // Мир психологии, 2013. – № 2 (74). (ВАК)
  7. Личностные особенности восприятия художественных кинофильмов со сценами насилия / Л. Я. Дорфман, М.В. Зубакин // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2013. – № 2. (ВАК)
  8. Я-концепция и мотивы достижения у курсантов ВВ МВД РФ в зависимости от уровня склонности к девиантности (сравнительный анализ) / Л. Я. Дорфман, Ю.Л. Панов // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования, 2013. – № 3. (ВАК)
  9. Состав, структура и выраженность агрессивности у курсантов военного вуза внутренних войск МВД РФ / Л.Я. Дорфман, И.Ю. Култышева // Педагогическое образование и наука, 2013. – № 4. (ВАК)
  10. Психометрические характеристики русскоязычной версии MMPI-2 / Л.Я. Дорфман [и др.] // Психологические исследования, 2013, Т. 6. – № 29. (ВАК)
  11. Дисциплинированность курсантов под углом зрения их интеллекта и креативного мышления / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Педагогическое образование и наука, 2013. – № 4. (ВАК)
  12. Асимметрия и симметрия в восприятии времени / Л.Я. Дорфман // Мир психологии, 2013. – № 4. – С. 224-236. (ВАК)
  13. Emotional preferences in the context of repertoire and self-concept of musical performers / L. Ya. Dorfman., G. V. Tokareva // Middle-East Journal of Scientific Research, 2013. – № 15 (8). (Scopus)
  14. Имплицитные процессы и их исследование в западной психологии / Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2014. − Т. 7. № 1. − С. 17−27. (ВАК)
  15. Тесты на определение имплицитных процессов Г.В. Токарева, Л.Я. Дорфман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2014. − Т. 7. № 3. − С. 22−31. (ВАК)
  16. Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение 1 / М.В. Зубакин, Л.Я. Дорфман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», 2014. – Т. 7. № 2. – С. 5–14. (ВАК)
  17. Я-концепция, личность и восприятие сцен насилия (на материале художественных кинофильмов). Сообщение 2 / М.В. Зубакин, Л.Я. Дорфман // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Психология», 2014. – Т. 7. № 3. – С. 5–13. (ВАК)
  18. Каузальный плюрализм и психология / Л.Я. Дорфман // Мир психологии, 2014. − № 3 (79). − C. 220−236. (ВАК)
  19. Обновление данных о структуре дисциплинированности курсантов военного вуза МВД России / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Педагогическое образование и наука, 2014. – № 4. − С. 81–85. (ВАК)
  20. Взаимосвязь креативности и вариативности / Л.Я. Дорфман, М.В. Балева // Психологический журнал, 2014. – Т. 35, № 2. – С. 57–67. (ВАК, Scopus)
  21. Теория креативности К. Мартиндейла / Л.Я. Дорфман // Вопросы психологии, 2014. − № 4. – С. 126−134. (ВАК, Scopus)
  22. Self-conception, personality traits, and evaluations of cinematic violence / L. Ya. Dorfman, M. V. Zubakin // Life Science Journal, 2014. – Т. 11. №12. − С. 477−485. (Scopus)
  23. Региональные факторы личностных особенностей жителей Российской Федерации: сравнительный анализ результатов MMPI-2 в шести городах / Л. Я. Дорфман [и др.] // Психологические исследования: электронный научный журнал, 2014. – Т. 7. № 38. – С. 6. (ВАК)
  24. Каузальный плюрализм и психология / Л. Я. Дорфман // Мир психологии, 2014. – № 4. – С. 230-246. (ВАК)
  25. Метаиндивидуальная модель дисциплинированности (на материале исследования курсантов военного вуза МВД) / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2015. − Т. 8. № 1. − С. 17−28. (ВАК)
  26. Уровни и типы креативности: анализ современных психологических концепций / Л. Я. Дорфман // Психологический журнал, 2015. – Т. 36. № 1. – С. 81-90. (Scopus)
  27. Связь дисциплинированности с Я-концепцией курсантов военного вуза МВД России / Л.Я. Дорфман, В.Н. Лядов // Педагогическое образование и наука, 2015. – № 3. − С. 125−129. (ВАК)
  28. Divergent thinking and differential focusing of perceptual attention in visual serial search tasks / L. Dorfman, V. Gassimova // Learning and Individual Differences, 2015. 44. –  P. 25–32. (Scopus)
  29. Каузальный плюрализм и холизм в концепции метаиндивидуального мира / Л.Я. Дорфман // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. – №13(1). – С.98-136. (Scopus)
  30. Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 1. / Л.Я. Дорфман // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2016. – Т.9 – №1. – С.5-16. (ВАК)
  31. Поражение и деструкция и их исследование в зарубежной психологии. Сообщение 2. / Л.Я. Дорфман // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология», 2016. Т. 9 – № 2. С. 5–13. (ВАК)
  32. Subjective phenomena as quantity and measuremen / L. Dorfman, V. Petrov // European Journal of Scientific Research, 2016. – №1(13). – С. 253 – 275. (Scopus)
  33. Креативное ментальное поле, дивергенция и вариативность / Л.Я. Дорфман // Психологический журнал, 2016. – №37 (1). – С.26-34. (Scopus)
  34. A meta-individual perspective in personality studies / L. Dorfman, E. Barashkova // Australian Journal of Education and Science, 2016. – №1 (17). – P.304-314. (Scopus)
  35. Affective Meaning of Pronouns in a Russian Sample / L. Dorfman // Journal of Literature and Art Studies, 2016. Т. 6. – №9. – P.1042-1055. (Scopus)

Действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук, профессор международного института дифференциальной психологии (Берлин), директор Международного совета психологов (Нью-Йорк, 1998-2001).

Приглашенный редактор трех специальных выпусков психологических журналов в США. Опубликовал 450 научных работ, в том числе 7 монографий, 20 глав в коллективных монографиях, 37 статей в журналах из списка ВАКа, 24 статей в журналах из списка SCOPUS. Проф. Л. Я. Дорфман опубликовал книги в США и Великобритании, статьи в научных журналах и сборниках научных трудов в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Израиле, Болгарии, Словакии, Китае, Пакистане. Он ответственный редактор 17 сборников научных трудов. Читал лекции в Италии и США. Выступал с докладами на научных конференциях в Австралии, Австрии, Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Израиле, Италии, Канаде, США, Франции. Под научным руководством проф. Л.Я. Дорфмана защищено 10 кандидатских диссертаций. Количество цитирований (РИНЦ) - 1648, в т.ч. 66 в зарубежных журналах.

Л. Я. Дорфман принадлежит к научной школе В. С. Мерлина – Б. А. Вяткина. Л. Я. Дорфман разработал оригинальные концепции метаиндивидуального мира, эмоциональных стилей, Я-концепции, креативности.

Лауреат премии имени Мерлина I степени Пермской области за серию работ по теме «Личность, креативность, искусство» (2002), лауреат конкурса на лучшую научную книгу 2005 г. среди преподавателей вузов России. Соруководитель международного проекта «Эмоции в искусстве» (1991–1992) (головное учреждение — Пермский государственный институт искусств и культуры), Российско-Американского проекта «Эмоции в искусстве: Российские и Западные традиции и подходы, теоретические и эмпирические исследования» (1995–2000) (головное учреждение — Пермский государственный институт искусств и культуры; соисполнители — Государственный институт искусствознания, факультет психологии МГУ, Мэнский университет, США, Калифорнийский университет, Санта Круз, США, Торонтский университет, Канада).

Информация о научных достижениях проф. Л. Я. Дорфмана публиковалась в библиографических справочниках «Известные русские», 16-м международном издании «Кто есть кто в мире» (1999) и «Кто есть кто в России» швейцарского издательства Хибнерс (2009), Международном директории признанного лидерства за вклад в развитие мировой психологии, подготовленном Американским биографическим институтом (1999), «Награда за достижения в 21 веке (2001, Кэмбридж, Англия).